Общее устройство ТС
Говоря о тормозной системе автомобиля ВАЗ-2109, следует признать, что более правильным будет применение термина «тормозная система ВАЗ-2108». Именно на «восьмерке» и оказалась реализована схема указанной ТС. Узлы, детали и агрегаты новинки были доработаны и оптимизированы. Но новая тормозная система принципиально не отличалась от системы торможения российских заднеприводных автомобилей.
ТС «девятки» представлена рабочей и стояночной ТС.
В структуру рабочей ТС входят:
- тормозной механизм, к функциям которого относится осуществление непосредственно торможения;
- тормозной привод, служащий для преобразования и доведения команды водителя на торможение и усилия, прилагаемого им для этого.
Схема работы тормозного механизма ВАЗ-2109 основана на работе фрикционных механизмов, реализующих принцип трения деталей.
Сами тормозные механизмы расположены в колесах и представляют собой конструкции из вращающейся части (диска или барабана) и неподвижной части (специальных колодок). В отечественных машинах семейства ВАЗ используется дисковый принцип на передних колесах и барабанный – на задних. Последние модели ВАЗ-2109 стали оснащаться электронной системой контроля за изношенностью передних колодок.
Устройство тормозов ваз 2108,09,10-15
Тормозной привод автомобиля ВАЗ-2109 имеет классический вариант, основанный на двухконтурном гидравлическом (жидкостном) принципе функционирования.
Схема привода включает в себя:
- тормозную педаль;
- расширительный бачок (с датчиком уровня жидкости);
- вакуумный усилитель торможения;
- главный цилиндр;
- шланги и трубопроводы;
- колесные цилиндры;
- регулятор давления.
По сравнению с заднеприводными моделями, тормозная система ВАЗ-2109 имеет некоторые усовершенствования в узлах и агрегатах – главном и рабочем цилиндрах, вакуумном усилителе, регуляторе давления, механической части и пр.
Однако эти изменения носят узкоспециализированный характер и понятны исключительно профессионалам, осуществляющим сервисное обслуживание и ремонт автомобилей.
Хотя есть и более существенная новация. В отличие от «классических» моделей, тормозная система ВАЗ-2109 имеет немного иной принцип функционирования привода.
Рабочая тормозная система отечественных переднеприводных авто использует диагональное разделение контуров привода: один из контуров отвечает за работу правого переднего и заднего левого механизмов, а другой – переднего левого и правого заднего.
Подобная схема функционирования независимых контуров существенно повышает безопасность торможения и минимизирует возможность общего отказа в работе тормозной системы. Она позволяет компенсировать неисправности одного контура за счет перераспределения функций на другой контур.
Стояночная тормозная система ВАЗ- 2109 (в водительском обиходе – «ручник») основана на механическом тросовом принципе раздвижения задних колодок и блокирования тормозных барабанов. Она имеет некоторые усовершенствованные решения технического характера (по сравнению с «классикой»), что достаточно сильно облегчает ее ремонт.
Основы эксплуатации ТС
Неисправности тормозной системы транспортного средства основательно подрывают безопасность дорожного движения. К примеру, неадекватное торможение может стать причиной ДТП, сделав дистанцию до впереди двигающегося автомобиля недостаточной для безаварийной остановки.
А как быть, если существует необходимость применения экстренного торможения? Именно поэтому эксплуатация и ремонт тормозной системы – это важная составляющая обязанностей водителя.
Наиболее популярные неисправности тормозной системы ВАЗ-2109 включают в себя:
- неэффективность (как рабочей, так и стояночной ТС);
- утечку тормозной жидкости;
- увеличение холостого хода педали гидропривода;
- увод (смещение) автомобиля от прямолинейного движения в момент торможения;
- увеличение необходимого усилия на педаль тормоза.
Чаще всего ремонт ТС обусловлен износом и выходом из строя колодок, дисков или барабанов, элементов гидропривода (главного или колесных цилиндров, шлангов).
Водитель должен осуществлять постоянный мониторинг тормозной системы, своевременно обнаруживать и ликвидировать недостатки, вовремя осуществляя необходимый ремонт.
Для этого не следует пренебрегать периодическим визуальным анализом узлов и агрегатов системы, непосредственно контактирующих с окружающей средой, на предмет механических повреждений и коррозии.
Контроль за уровнем тормозной жидкости в расширительном бачке облегчается наличием механического датчика и электрической (световой) сигнализации, расположенной на приборной панели (в виде лампы красного цвета с изображением восклицательного знака).
Требования ПДД, предъявляемые к исправности ТС
ПДД исключают возможность движения при неисправности рабочей тормозной системы (неэффективности или негерметичности). Водитель должен произвести ремонт рабочей ТС на месте или вообще отказаться от эксплуатации автомобиля, используя буксировку (если это разрешено разделом 20 Правил) или транспортировку (перевозку на эвакуаторе).
Неэффективность «ручника» определяется конкретными фиксированными показателями, связанными с неподвижным состоянием транспортного средства. Так, автомобиль ВАЗ-2109 c полной нагрузкой должен оставаться неподвижным на уклоне не менее 16%, а в снаряженном состоянии (готовом к движению – с водителем, но без груза) – не менее 23%.
При несоответствии указанным требованиям (а, следовательно, неисправности стояночной тормозной системы) водитель обязан также воздержаться от эксплуатации автомобиля. Однако при этом ему разрешается движение с соблюдением мер предосторожности до того места, где будет осуществляться стоянка или ремонт автомобиля.
Таким образом, тормозная система ВАЗ-2109 в процессе эксплуатации доказала свою эффективность. Именно поэтому она была распространена и на другие переднеприводные модели известного отечественного бренда. Так, тормозная система ВАЗ-2110 и всего семейства «десятых» – это точная копия ТС «девятки».
Тормозная система
Коротко:
Замена тормозов спереди, ВУТа и ГТЦ, цилиндриков в круг и прокачка. На все телодвижения понадобилось 4 часа. По деньгам: чуть больше 12 тыс. рублей.
Подробно:
На досуге начитался в интернетах, как зубиловоды предлагают сократить тормозной путь своего железного коня на метр-другой. Звучало довольно убедительно.
Что нам понадобится:
1. Вакуумник политеховский;
2. Главный цилиндр (Крафт);
3. Передние суппорта 2112 в сборе;
4. Передние вентилируемые тормозные диски 2112;
5. Передние колодки (Финвал);
6. Тормозные цилиндры по кругу (АТЕ);
7. Тормозная жидкость (Люкс оил, дот4);
Суппорта сразу тюнингуем грунтом и краской:
Ну вот, на ровном месте уже минус 5 метров тормозного пути!
Собственно, что касается работ по снятию/установке заводских запчастей я ничего нового не покажу, да и «некогда было фоткать» (с). Диски и суппорта от двенашки встали вместо заводских без каких-либо переделок. Да, и не забудьте кожух защитный взять от них же.
С такими переделками теперь не одеть колесо R13, ну по крайней мере на перед. Но мы не из робкого десятка и купили запаску R14 на замену заводской!
Резина кстати «Баргузин». По трассе 210 км/ч и как вкопанная, отвечаю.
Затем лезем под капот — на очереди вакуумник и главный цилиндр. Тоже ничего нового, открутил/снял/поставил/прикрутил.
В конце заменили цилиндрики и тормозуху. Такая вся прозрачная, ну красота. Старая система вполне живая осталась. Раскупили её еще быстрее, чем я прикручивал новые запчасти!
Собственно, все дела. Может оно и не стоило отдельной записи в бортовом, но похвастаться хочется! На деле замеров с линейкой не делал, но при правильной регулировке ВУТа, колдуна, прокачанной системе и нормальных колодках тормозит машинка довольно уверенно!
Небольшое дополнение спустя четыре года. Начну с неприятного — ВУТ оказался стоковым 🙂 Со временем желтая краска слезла. Еще и мембрана стала пропускать воздух! Плюс, поршень в одном из суппортов стал подклинивать, но пока не до упора. Так же один из задних цилиндров начал хандрить. Все капризные запчасти под замену! Из хорошего — колодки финваловские понравились, не издавали ни звука, вплоть до полного износа. Поставил на замену Lucas и ахнул — да я же УАЗик скрипучий!
В целом тормозами доволен, но это только сток, поэтому ждать чего-то сверх естественного было бы глупо.
Спасибо всем за внимание! Ровных дорог!