ВАЗ-2108 — первый переднеприводной автомобиль советско-российского автопрома. Установленный на эту машину карбюратор стал родоначальником обширного семейства, представители которого успешно эксплуатируются на множестве моделей легковушек. Модификация 2109, по сути, ничем не отлична от «восьмёрки». С течением времени любая деталь требует ремонта.
Модели карбюраторов автомобилей ВАЗ-2108 (2109)
Вазовские «восьмёрки» и «девятки» комплектовались лицензионными карбюраторами «Солекс» Димитровградского автоагрегатного завода. В зависимости от объёма и других особенностей двигателя изготовитель устанавливал одну из семи моделей, перечисленных в таблице ниже.
Между моделями нет принципиальных отличий. У всех единая конструкция, но различаются размеры дозирующих элементов (жиклёров, диффузоров), есть особенности некоторых узлов.
Таблица: модели и их описание
Модель карбюратора | Особенности | Модель автомобиля | Объём двигателя (л) |
ДААЗ 2108–1107010 | ВАЗ-2108 ВАЗ-2109 | 1,3 | |
ДААЗ-21081–1107010 | ВАЗ-21081 ВАЗ-21091 | 1,1 | |
ДААЗ-21083–1107010 | ВАЗ-21083 ВАЗ-21093 ВАЗ-21099 | 1,5 | |
ДААЗ-21083–1107010–31 | полуавтоматическое пусковое устройство | ВАЗ-2108 ВАЗ-2109 | 1,5 |
ДААЗ-21083–1107010–35 | двухступенчатое пусковое устройство | ВАЗ-2108 ВАЗ-2109 | 1,5 |
ДААЗ-21083–1107010–62 | электронное управление составом топливной смеси | ВАЗ-2109 | 1,5 |
ДААЗ-21083–1107010–05 | для двигателя с микропроцессорным зажиганием | ВАЗ-2109 | 1,5 |
Устройство
Все перечисленные выше карбюраторы поплавкового типа, то есть такие, в которых для поддержания стабильного притока топлива в смеситель используется поплавковая камера. Она состоит из ёмкости для топлива, плавающего на поверхности жидкости поплавка и управляемого им клапана, чья задача — ограничение притока лишнего топлива.
Бензин перемешивается с воздухом в двух смесительных камерах. Первая используется постоянно, вторая подключается, когда от мотора требуется максимальная отдача.
Работающая под нагрузкой (в движении) главная дозирующая система обеспечивает стабильность пропорции смеси и включает в себя жиклёры, ограничивающие приток, и эмульсионные трубки, замедляющие движение топлива.
Дозировку смеси на малых оборотах осуществляет система холостого хода. В ней задействованы собственные жиклёры и эмульсионные трубки, доставляющие топливо в пространство за дросселем.
Кроме перечисленных компонентов, в системе холостого хода есть регулировочные элементы: винт качества изменяет пропорцию смеси, винт количества приоткрывает дроссельную заслонку. Старту мотора помогает система пуска.
Кратковременный приток дополнительного топлива при резком педалировании газа обеспечивает ускорительный насос, состоящий из диафрагмы, двух клапанов (всасывающего и нагнетательного) и распылителя.
Обогащение смеси в нужной нагруженному двигателю степени обеспечивает экономайзер мощностных режимов и эконостат. Экономия бензина возложена на экономайзер принудительного холостого хода.
Говорят, что амбициозный проект «зубила», как будут называть ВАЗ-2108 за характерные рубленые формы, одобрил лично Леонид Брежнев — к новинкам отечественного автопрома генеральный секретарь питал особую слабость.
Ремонт карбюратора ВАЗ-2108 (2109)
Ремонт — это определение поломки, основываясь на её проявлении, и устранение повреждений заменой вышедших из строя деталей или иным способом.
Состав ремкомплекта
Запасные части и детали, которые выходят из строя чаще всего, продаются как отдельно, так и в составе ремонтных комплектов. Обычно в них входят:
- прокладки,
- уплотнители,
- пружины,
- шпильки,
- клапаны и их составляющие,
- оси поплавков,
- винты,
- диафрагмы,
- жиклёры,
- эмульсионные трубки.
Проявления и причины поломок
Карбюратор — важный компонент топливной системы. Его неисправности сразу отражаются на характере движения автомобиля.
Типичные проявления неисправностей:
- провал — замедление или отсутствие реакции автомобиля на нажатие педали газа в течение нескольких секунд;
- рывок — короткий по времени провал;
- подёргивание — серия рывков;
- раскачивание — несколько провалов подряд;
- вялый разгон — замедленное нарастание скорости;
- затруднённый пуск мотора или невозможность пуска;
- нестабильный холостой ход;
- высокий расход топлива.
Двигатель не запускается
Причин трудного пуска две: либо изменены пропорции смеси (чересчур богатая или бедная), либо до карбюратора по какой-то причине не доходит топливо.
- Откройте доступ к карбюратору. Нажмите 2–3 раза на рычаг дроссельной заслонки. Ускорительный насос при этом впрыскивает в камеру бензин, который можно увидеть. Если он есть, причина трудного запуска, скорее всего, в нарушении смесеобразования.
- При отсутствии бензина в смесительной камере проверьте его поступление из бака. Попробуйте подкачать топливо бензонасосом вручную, отсоединив подводящий шланг от штуцера карбюратора.
- Если из шланга выливается бензин пульсирующей в такт качкам струёй, насос, вероятно, работоспособен. Проверьте чистоту сетчатого фильтра и игольчатый клапан на входе карбюратора.
- Нелишне убедиться, что бензонасос качает не только вручную, но и от привода двигателя. Для проверки опустите свободный конец шланга в бутылку, проверните коленвал с помощью стартера. Если бензин не поступает, тогда как вручную насос качает его нормально, значит, проблема в приводе.
Кроме проблемного бензонасоса, причиной отсутствия топлива могут быть забитые шланги, засорившийся фильтр топливозаборника и тонкой очистки, нарушение вентиляции бензобака.
Для проверки вентиляции откройте крышку бензобака, попробуйте подкачать топливо. Если оно появилось на выходе бензонасоса, следует устранить засорение вентиляционных отверстий.
Проходимость шлангов проверяют продуванием с помощью насоса или ртом.
Для восстановления работоспособности сетчатого фильтра промойте его в бензине или ацетоне, продуйте воздухом.
Работоспособность застрявшего игольчатого клапана иногда восстанавливается после лёгкого постукивания по корпусу карбюратора. Даже если постукивание помогло, замените клапан, как только представится возможность.
Пропорцию смесеобразования способна нарушить неверная (из-за заедания) позиция воздушной заслонки либо повреждение диафрагмы устройства пуска. Эти проблемы чаще проявляют себя при холодном старте мотора.
Кроме них, надо посмотреть уровень в поплавковой камере, герметичность прокладок и шлангов. Через повреждения и неплотные примыкания в карбюратор может поступать посторонний воздух, изменяя оптимальную пропорцию смеси.
На первых прототипах ВАЗ-2108 передние крылья, капот, двери и крышка багажника были изготовлены из алюминия! Из «крылатых» сплавов также отлили петли, усилители, брусья безопасности и другие детали. Даже колёсные диски планировали использовать необычные — из полипропилена и поликарбоната, а бензобаки — «выдувать» из полиэтилена.
Карбюратор «переливает»
Высокий уровень бензина в поплавковой камере — карбюратор «переливает» — обычно сказывается на пуске горячего двигателя.
Кроме этого, «перелив» проявляет себя нестабильными холостыми оборотами, чёрным дымом из выхлопной трубы, нагаром на свечах, провалами и запахом бензина под капотом.
Среди причин «перелива» проблемы дроссельной заслонки, электромагнитного клапана, жиклёров и бензонасоса. Но чаще всего «виноваты» поплавки или игольчатый клапан.
Когда игла заедает в открытом положении, ничто не препятствует поступлению бензина, тогда как его уровень в поплавковой камере должен быть стабильным.
Аналогичная картина складывается, когда разгерметизированный поплавок теряет плавучесть и не управляет клапаном, или нарушается регулировка поплавкового механизма.
Для проверки уровня в поплавковой камере, исправности игольчатого клапана и поплавков, для регулировки поплавкового механизма снимите крышку карбюратора.
Требуемый уровень бензина — 25–26 мм от верхнего края камеры. Если меньше или больше, необходима регулировка.
Проверьте исправность игольчатого клапана, создав разряжение во входном штуцере с помощью резиновой груши или ртом. Если клапан пропускает воздух, единственный способ ремонта — замена.
Положите крышку на ровную поверхность поплавками вверх. Осмотрите её. Правильное положение поплавков — параллельно следам нижней части карбюратора на прокладке. Язычок рычага должен находиться по центру шарика клапана. Расстояние от нижнего среза поплавков до прокладки 2 мм.
Изгибая тяги рычага, добейтесь положения, когда верхний срез поплавков находится выше крышки на 34 мм. Свободный ход нижнего края регулируется изгибом язычка. Его норма — 15 мм.
В повёрнутой вертикально крышке язычок давит на шарик, закрывая клапан. Следы от штампа на боковых гранях поплавков должны быть параллельны крышке.
Целостность поплавков определяют наружным осмотром. Для более точной оценки их снимают и помещают в ёмкость с бензином, прижав грузом.
Не работает первая камера
Первая (основная) камера карбюратора ВАЗ-2108 (2109) готовит смесь на холостом ходу, малой и средней нагрузке. Вторая подключается в помощь, когда нагрузка возрастает.
Проблемы первой камеры проявляются в нарушениях холостого хода, провалах и рывках. Когда камера полностью неработоспособна, двигатель глохнет, стоит отпустить педаль газа.
Работоспособность камеры зависит от исправности и регулировки дроссельной заслонки. Но чаще всего причина нарушений в загрязнении жиклёров, трубок и каналов.
Многие автолюбители, отчаявшись восстановить работоспособность, тратятся на новый карбюратор. Лишних трат можно избежать, если тщательно прочистить карбюратор.
Для чистки выкручивают и снимают жиклёры и эмульсионные трубки и помечают, чтобы не перепутать при сборке.
Вначале промывают поплавковую камеру, пользуясь исключительно резиновой грушей, но ни в коем случае не ветошью, которая может оставить в карбюраторе незаметные ворсинки.
Каналы, жиклёры и трубки продувают сильной воздушной струёй, промывают бензином, ацетоном, растворителем или средством для чистки карбюраторов. Бензин используют для чистки чаще всего. Он не вредит диафрагмам и уплотнителям, но отложения вымывает хуже, чем другие растворители.
Значительно засорённые жиклёры чистят деревянной зубочисткой или медной проволокой диаметром 0,8 мм. Промывку и продувку повторяют до полной чистоты.
Почему замерзает карбюратор
Карбюратор может замёрзнуть во время длительной езды с постоянной скоростью в сырую холодную погоду. В местах наибольшей скорости движения воздуха появляется наледь, закупоривающая воздушные каналы до такой степени, что двигатель глохнет. Лёд можно увидеть, если быстро снять крышку воздушного фильтра. Но на тёплом двигателе он быстро тает.
Чтобы предотвратить обледенение, в воздушный фильтр при низкой температуре вместе с холодным подаётся и подогретый воздух. Некоторые водители по неведению избавляются от «лишних» деталей, создавая предпосылки для образования льда.
Обмерзание карбюратора не очень большая проблема. Стоит заглушить двигатель, как лёд тает за несколько минут.
Снятие и разборка карбюратора
Обычно карбюратор обслуживают и регулируют прямо на двигателе. Снятие и разборка требуется, когда обычные методы устранения нарушений в работе не помогают.
Для работы с карбюратором понадобится следующий инструмент и принадлежности.
Таблица: инструменты для обслуживания карбюратора
Инструмент | Применение | ||
Тип | Размер (мм) | ||
рожковый ключ | 13 | крепление карбюратора, электромагнитные клапаны | |
11 | корпус запорной иглы поплавкового механизма | ||
8 | контргайка регулировочного винта пускового устройства, трос воздушной заслонки | ||
7 | винт регулировки зазора заслонки при запуске | ||
торцевой ключ | 13 | пробка топливного фильтра | |
8 | трос воздушной заслонки | ||
шлицевая отвёртка | ширина шлица 7 | крышка корпуса, крышка ускорительного насоса, воздушные жиклёры | |
ширина шлица 4, длина отвёртки 65 | главные топливные жиклёры, регулировка состава смеси на холостом ходу, регулировка диафрагмы пускового устройства. | ||
ширина шлица 4–5, длина отвёртки 50–70 | упорные винты пусковой системы | ||
заточенная палочка | диаметр 3,5–4, длина 80–100 | извлечение главных топливных жиклёров | |
свёрла или калибры | 1,1, 2,5, 6,5 | регулировка зазора заслонок при пуске | |
бронзовая оправка | диаметр 3,5–3,9, длина 35–45 | снятие поплавка | |
медная проволока | диаметр 0,8–0,9, длина 100 | прочистка главных топливных жиклёров | |
диаметр 0,3 | прочистка жиклёров холостого хода и эконостата | ||
стальная проволока | диаметр 0,2–0,25 | прочистка распылителей ускорительного насоса | |
лёгкий молоток | |||
резиновая груша | контроль герметичности запорного клапана поплавкового механизма | ||
насос | продувка каналов | ||
плоскогубцы | разборка корпуса | ||
пинцет | разборка корпуса | ||
автомобильный мультиметр | регулировка |
Порядок снятия
- Отсоедините провода.
- Снимите возвратную и стопорную пружину.
- Ослабьте тросик рычага заслонки, освободите и вытащите наконечник.
- Ослабьте крепление тяги рычага, выкрутите болт, снимите тягу.
- Отсоедините все шланги, кроме шлангов подогревателя.
- Открутите подогреватель с двумя шлангами. Отведите его в сторону и закрепите проволокой или верёвкой.
- Открутите крепления фланца. Снимите карбюратор со шпилек. Снимите прокладки и подставку.
Карбюратор прикипел
Пытаясь снять карбюратор, владельцы иногда сталкиваются с необъяснимой проблемой: все четыре гайки крепления сняты, а карбюратор — как приваренный, ни с места.
Скорее всего, когда-то карбюратор установили с небольшим перекосом, неравномерно затянув крепления. В результате отверстия деформировались и сцепились с резьбой шпилек.
Некоторые пытаются забить под карбюратор отвёртку или зубило, чтобы использовать их как рычаг. Этого делать не следует.
Во-первых, можно оставить на фланце карбюратора или впускного коллектора глубокие царапины и задиры, которые придётся устранять, стачивая и шлифуя основание. Во-вторых, весь мусор от такой операции (части прокладки) попадёт в коллектор.
«Прикипевший» карбюратор снимают руками, раскачивая из стороны в сторону. После снятия крепёжные отверстия расширяют круглым напильником.
Даже по современным меркам график создания ВАЗ-2108 выглядит стремительным. В 1978-м создан первый прототип, а под занавес 1984-го выпущена партия из 2000 товарных автомобилей. По меркам нерасторопного советского автопрома — ненаучная фантастика. Особенно учитывая следующий факт: из 3500 узлов и деталей от классических Жигулей «восьмёрка» получила всего одну — поршневой палец двигателя. И то, укороченный.
Разборка устройства
Разбирая карбюратор, обязательно помечайте или записывайте положение и маркировку жиклёров, чтобы при сборке не перепутать места их установки.
Внимательно следите за пружинами. При демонтаже они «любят» разлетаться и «прятаться» в самых неожиданных местах. Разбирая детали, не теряйте уплотнители.
- Выкрутите электромагнитный клапан, снимите уплотнитель, чашку и жиклёр.
- Освободите винт тяги привода, снимите кронштейн. Отверните ось, отделите рычаг воздушной заслонки. Достаньте из-под него шарик с пружинкой.
- Отверните крепёж, отсоедините провод, выкрутите винт количества, освободите пружинку.
- Отверните пробку, достаньте сетчатый фильтр.
- Выкрутите штуцеры бензиновых шлангов.
Разборка крышки
- Открутите крепёж, отделите крышку. Уложите её вверх поплавками. Отделите их, выбив ось.
- Удалите прокладку.
- Открутите входной клапан.
- Открутив крепёж, отделите крышку устройства пуска, освободите шток, вытащите мембрану.
- Удалите пружину воздушной заслонки.
Разборка корпуса
- Выверните компенсационные (воздушные) жиклёры обеих камер. Вытащите трубки. Выверните топливные жиклёры.
- Подцепив отвёрткой, достаньте распылитель, удалите уплотнитель.
- Выкрутите винт качества, вытащите из канала, снимите уплотнитель.
- Захватив, извлеките малые диффузоры.
- Сняв пластиковый колпачок, открутите винт, снимите упор и сектор с рычага привода заслонок.
- Если он требует замены, захватите пассатижами и, не поворачивая, вытащите клапан экономайзера.
- Отвернув гайку, снимите кулачок привода ускорителя.
- Отверните крепёж заслонки главной камеры. Если не удаётся, предварительно спилите напильником развальцованные концы винтов.
- Снимите заслонку, вытащите ось, удалите пружину.
- Тем же способом снимите вторую заслонку.
- Если есть необходимость в восстановлении поверхности фланца, предварительно снимите трубку канала холостого хода. Для этого вставьте внутрь сверло диаметром 2 мм. Оберните корпус трубки наждачной бумагой, захватите плоскогубцами и вытащите из корпуса.
Промывка карбюратора
Промойте входной фильтр бензином, продуйте воздушной струёй. Для чистки посадочного места фильтра используйте тонкую кисть с жёстким прочным ворсом.
Перед установкой фильтра прокачайте топливо, чтобы промыть внутренние полости. Бензин смоет остатки грязи, и они не попадут в поплавковую камеру.
Критерий необходимости чистки поплавковой камеры — нарушения работы мотора под нагрузкой. Обязательно промойте камеру, если входной топливный фильтр загрязнён плотными отложениями более чем на 20%.
Для чистки камеры не пользуйтесь ветошью. От неё остаются незаметные ворсинки, которые способны засорить жиклёры. Соберите загрязнения резиновой грушей. Если топливо выбрано, а загрязнения остались, долейте в ёмкость чистого бензина и повторите чистку.
После камеры займитесь жиклёрами, если это необходимо. Выкрутите главные компенсационные жиклёры, вытащите эмульсионные трубки. Продуйте каналы мощной воздушной струёй.
Если этого недостаточно, выкрутите топливные жиклёры, достаньте их тонкой палочкой. Прочистите жиклёры медной проволокой сечением менее диаметра отверстия жиклёра. Повторите продувку каналов.
Прочистите подобным способом жиклёры холостого хода и ускорительного насоса.
Если после очистки каналов в поплавковой камере вновь появилась грязь, повторите промывку камеры резиновой грушей.
Снятый и разобранный карбюратор вместе с нуждающимися в чистке металлическими деталями целесообразно перед промывкой поместить в растворитель или ацетон не менее чем на сутки, чтобы загрязнения и отложения отмокли.
Не следует чистить резиновые уплотнители и мембраны иными жидкостями, кроме бензина.
В 1987 году британский журнал Motor признал машину средненькой, а вывод журналисты сделали и вовсе разгромный: «Самара стала бы шагом назад для любой западной компании, но это огромный скачок вперёд для марки Лада».
Видео: чистка и регулировка карбюратора
https://youtube.com/watch?v=-iYxxRFBWUo
Регулировка карбюратора
В процессе эксплуатации и после замены некоторые детали и системы требуют регулировки.
Привод дроссельных заслонок
Из-за провисшего или перетянутого тросика заслонки открываются или закрываются не полностью.
Для регулировки:
- Ослабьте контргайку наконечника троса.
- Регулировочной гайкой установите натяжение.
- При свободной педали газа заслонка должна закрываться до упора и открываться до противоположного упора при полностью нажатой педали.
Привод воздушной заслонки
Воздушная заслонка обеспечивает нужное для успешного пуска мотора обогащение смеси. Её открытое положение вертикальное, закрытое — горизонтальное.
Для регулировки:
- Полностью утопите ручку управления заслонкой («подсос»).
- Ослабьте стопорный болт и болт крепления тросика.
- Закройте заслонку рычагом.
- Подвиньте оболочку тросика к рычагу на расстояние 10 мм. Зафиксируйте положение болтом крепления.
- Откройте заслонку, зафиксируйте тягу стопорным болтом.
Пусковое устройство
Регулировка выполняется на работающем моторе по частоте вращения коленвала.
- Освободите доступ к заслонке.
- Вытащите ручку «подсоса», пустите двигатель.
- Отвёрткой или ключом приоткройте воздушную заслонку на треть.
- Винтом регулировки установите частоту примерно 3300 об/мин.
- Отпустите заслонку.
- Ослабьте контргайку на крышке пускового устройства.
- Вращая винт на крышке, снизьте частоту до 2900 об/мин.
- Затяните контргайку.
Холостой ход
Холостой ход регулируют по оборотам коленвала на прогретом моторе с открытой воздушной заслонкой, максимально нагрузив его потребителями электрического тока (фары, обогрев стекла, печка).
- Заведите и прогрейте мотор. Включите максимально возможное число потребителей энергии.
- Винтом количества доведите частоту вращения коленвала до 750–800 об/мин.
- Если не получается, увеличьте винтом качества обороты до максимальных.
- Винтом количества опустите частоту до 900 об/мин.
- Винтом качества установите номинальное значение оборотов.
Сборка карбюратора
Карбюратор разбирают редко, поэтому при сборке целесообразно заменить исправными все детали, вызывающие минимальные сомнения.
Как правило, заменяют все прокладки, уплотнители и мембраны. При необходимости — игольчатый клапан, ось поплавка, винт качества, жиклёры, трубки и распылители, рычаги, винты и пружины.
Перед установкой новых прокладок очистите от следов старых все соприкасающиеся поверхности. Проверьте совпадение отверстий.
Прокладки, уплотнители и диафрагмы, если только изготовитель не рекомендует противоположное, устанавливают насухо без герметиков, которые могут стать источником мусора и вызвать нарушения в работе.
Детали карбюратора устанавливают и крепят в порядке, обратном разборке.
Регулировки при сборке
- Установите ось второй дроссельной заслонки. Зафиксируйте положение шайбой.
- Установите заслонку, наживите винтами.
- Поверните ось. Закройте заслонку. Проверьте совпадение торцевых срезов стенкам камеры. Затяните крепёж.
- Похожим способом установите заслонку первой камеры.
- Подставьте упор, зафиксируйте крепления заслонок, развальцевав винты.
- Лёгким постукиванием рукоятки отвёртки запрессуйте трубку холостого хода.
- Проверьте маркировку жиклёров. Установите эмульсионные трубки, вкрутите жиклёры.
- Упорным винтом отрегулируйте минимальный зазор заслонки второй камеры со стенками.
- Установите распылитель.
- Налейте в поплавковую камеру немного бензина. Поверните рычаг дроссельных заслонок.
- Подогните распылительные трубки, чтобы струи из распылительного насоса не падали точно в зазор, а не на заслонки и диффузоры.
- Закройте заслонки. Сверлом или калибром измерьте и сверьте величину пускового зазора первой заслонки с техническими характеристиками (0,85; 1 или 1,1 мм). Установите нужное значение регулировочным винтом.
- Проверьте зазор воздушной заслонки (2,5; 2,7 или 3 мм). При необходимости отрегулируйте его винтом на крышке устройства пуска.
Доработка карбюратора ВАЗ-2108 (2109)
Владельцы автомобилей дорабатывают карбюратор, пытаясь решить ту или иную проблему с эксплуатацией. Самые распространённые — высокий расход топлива и плохая динамика разгона.
Снижение расхода топлива
На расход топлива влияет не только карбюратор. Во многом он зависит от стиля езды.
Прежде чем что-то модернизировать, необходимо проверить и отрегулировать свечи и другие элементы зажигания, отрегулировать клапана и установить чистый воздушный фильтр.
Значительное превышение расхода над паспортным обычно говорит о неисправности, которую надо устранить, а уж потом улучшать конструкцию. Бесполезно крутить карбюратор, если в цилиндрах низкая компрессия.
Уменьшая соизмеримый с паспортными данными расход, следует помнить, что, скорее всего, пострадает динамика разгона. Автомобиль станет менее резвым. Не исключено появление провалов и других неприятных явлений. Не придётся ли выполнять работу повторно, устраняя последствия вмешательства?
Уменьшить расход топлива на 0,3–1 л/100 км можно, подобрав жиклёры первой камеры.
- Установите жиклёр с меньшим сечением отверстия (индексом) ближайшим к имеющемуся. Отрегулируйте холостые обороты, оцените динамику в движении.
- Если двигатель работает по субъективной оценке нормально, пробуйте следующий индекс. Продолжайте до тех пор, пока не столкнётесь с неустранимыми регулировкой проблемами.
- Возвращайтесь к последнему устойчивому варианту замены и пробуйте по аналогичной методике менять воздушные жиклёры. Но не на меньший, а на больший индекс, чем установлен.
Подбирая жиклёр по такой методике, можно добиться уменьшения расхода почти на 1 л/100 км. Динамика ухудшится неизбежно. Насколько — можно судить лишь по результатам стендовых испытаний двигателя. Обычному владельцу они недоступны.
Расточка диффузоров
Диффузоры растачивают с противоположной целью. Экономия бензина для любителей шустрых машин неважна.
За счёт увеличения диаметра диффузоров увеличивается воздушный поток и разряжение, высасывающее топливо из каналов карбюратора в смесительную камеру.
Берясь за расточку, следует учесть, что лишь увеличение воздушного потока проблемы не решит, так как сделает смесь беднее. Дополнительно потребуется подобрать соответствующие жиклёры.
Кроме того, эксперимент не только необратимый, но и довольно опасный, можно насмерть «убить» карбюратор, испортив смесительные камеры.
Безопасная расточка — устранение препятствий воздушному потоку. Движению мешают неровности и следы отливок на малых диффузорах, а также выступающие винты крепления дроссельных заслонок.
- Снимите малые диффузоры. Зажав в тиски, напильником уберите неровности, скруглите поперечины. Отполируйте поверхности.
- Не откручивая, сточите выступающие головки винтов крепления заслонок.
- Перед установкой продуйте и промойте карбюратор.
При такой расточке малых диффузоров жиклёры менять не требуется. Смесь слегка обедняется, но на динамику это влияет мало.
Растачивать вручную большие диффузоры — дело малоперспективное. Во-первых, очень трудоёмкое, во-вторых, используя напильник, трудно выдержать форму. Лучше поискать знакомого токаря.
Расточка положительно сказывается на динамике при высоких оборотах двигателя. На малых и холостых оборотах увеличение диаметра диффузоров вызывает обеднение смеси, вследствие чего ухудшается стабильность, появляются провалы, падает мощность.
Недостатки устраняют увеличением размера жиклёра холостого хода, распылителя первой камеры и кулачка ускорительного насоса.
Всех хлопот можно избежать, если заменить штатный карбюратор на модель, предназначенную для двигателя большего объёма.
После расточки больших диффузоров или замены карбюратора более производительным об экономии топлива лучше не вспоминать.