Сорян за отсутствие своих фоток в этой записи, много раз пытался фоткать все свои работы, но из-за грязи забивал на это. Постараюсь компенсировать фотками с интернета (надеюсь их владельцы не против) и постараюсь рассказать о нюансах, с которыми столкнулся сам и которые не везде рассказываются.
На истину не претендую, рассказываю лишь то, с чем столкнулся сам.
Прошлой зимой заметил что пыльник на рулевой рейке порван, причем в нескольких местах.
Начитавшись форумОв, где люди меняют пыльники без снятия рейки на моторах 2111 (с небольшим металлическим впускным коллектором), смекнул что на моем придется скидывать впускной коллектор, что кажется не проще снятия рейки.
Поэтому было принято решение скидывать рейку и заодно разобрать ее, чтоб оценить последствия езды с порванным пыльником. Решил снимать сразу с тягами, т.к. откручивать их мешал ресивер, плюс я не знал, в каком состоянии сайлентблоки рулевых тяг. Как оказалось, не зря.
Когда пришла весна, я конечно ничего делать не стал.
Позже летом наконец дошли руки до этого мероприятия. Заодно взял новые аморты, чтоб 2 раза не делать сход-развал (в итоге все равно 2 раза пришлось делать). Передние аморты верой и правдой отслужили 100 000 км с завода и все еще сопротивлялись нашим ямам.
Устройство рулевого механизма 2108-2115:
Помощник (нужен как минимум для того чтобы ее поставить обратно). Мне помогал fromsnaketribe, за что ему большое спасибо.
Тиски (очень желательны, упрощают все очень сильно)
Жидкий ключВилка
Щетка по металлу
Съемник рулевых наконечников (можно обойтись ломиком и молотком)
Головка или ключ на 10
Головка на 13
Головка на 19
Головка или ключ на 22
Рожковый ключ на 14
Рожковый ключ на 24 для спецключа разбора рейки
Ключ для регулировки рулевой рейки 8 граней на 17 (очень важен)
Ключ для разбора рулевой рейки 8 граней на 24 (очень важен)
Вороток (лучше трещотка)
Удлинители и карданчик для воротка (можно и без них)
Пассатижи
Щтангенциркуль с глубинометром
Съемник стопорных колец работающий на разжатие (если не будете менять подшипник на рулевом валу, то не понадобится)
Отвертки шлицевые
Ремкомплект рейки 2108 (лучше покупать после разбора, для определения степени износа, т.к. они бывают разные)
Но минимум нужна втулка, резинки к ней
Пластмассовые стяжки, например 4х300 -2 или 3шт
Новые подушки рейки
Возможно сайлентблоки рулевых тяг (гранатки). Хоть про них и говорят, что они вечные, но у меня на 100 000 оказался один порван.
Возможно пыльники рулевых наконечников, т.к. съемник часто их рвет
Смазка ФИОЛ-1 (но его нигде не найти, поэтому многие пользуются Литол-24 или Шрус или какой-нибудь импортной для подвижных соединений и которая не пропускает влагу. Рекомендовать смазку кроме Фиол-1 не могу, хотя сам взял Литол-24 за неимением нигде Фиола-1).
Важный момент:
За пару дней до часа Х каждый день проливаем WD40 или аналогами гайки крепления рулевой рейки к моторному щиту.
Т.к. шпильки в моторном щите очень хрупкие, и если вы обломите шпильку из-за закисшей гайки, то обеспечите себе веселое времяпрепровождение по высверливанию шпильки прямиком из салона. Т.к. я слишком ленив, чтобы заниматься еще и этим, то я постарался избежать этого всеми силами.
Сама процедура:
Срываем колесные болты передних колес, пока машина на земле
Вывешиваем перед автомобиля и подкладываем под него надежные опоры
Снимаем передние колеса
Лезем в салон и выкручиваем болт из хомута крепления приводной шестерни. Запоминаем и ставим метку положение лыски вала приводной шестерни, куда она смотрит, при положении руля прямо, чтобы потом собрать рейку так же
Чистим вилкой щеткой по металлу пальцы рулевых наконечников и заливаем WD40
Ждем 5 сек
Расшплинтовываем корончатые гайки наконечников пассатижами
Откручиваем гайки наконечников головкой на 19
Пытаемся выбить наконечники из сошек стоек, ничего конечно не получается, поэтому применяем съемник.
На правой стороне съемник отработает на ура, потому что при вращении шпильки съемника он проворачивается и упирается в стойку. Тут наконечнику деваться некуда, он и выпрыгивает.
На левой стороне съемник будет крутиться в свободное от сошки место, поэтому придется повозиться. Бывает, наконечник поддается после долгой легкой долбежки в торец сошки стойки, тут главное не переусердствовать и не замять резьбу пальца наконечника
После 5-5000 минут изъятия наконечников они высвобождаются
Далее самый ответственный момент
Откручиваем 4 гайки на 13 крепления рейки к моторному щиту
Удобно это делать трещоткой на 1/2 или 3/8 с короткой головкой на 13
Лезем обратно в салон и мощной плоской отверткой немного разжимаем хомут, чтобы вал приводной шестерни смог выскользнуть.
Далее снимаем металлические хомуты с рейки
Осторожно отжимаем рейку ломиком от моторного щита
Если хомут в салоне нормально разжат, рейка выпадет с креплений. Если нет, вал приводной шестерни будет за него цепляться.
Аккуратно вытаскиваем ее через арку левого колеса. Помощник тут желателен.
Зажимаем рейку в тисках и откручиваем головкой на 22 болты крепления рулевых тяг
Снимаем рулевые тяги, осматриваем их сайлент-блоки
Если сайлент-блоки имеют отслоения или трещины, лучше замените, стоят они рублей 150 за штуку. Их 2 штуки.
Замена их довольно простая, если есть тиски — находите оправку подходящей глубины, находите болт нужного диаметра, накручиваете на него гайку и давите всю эту конструкцию в тисках. Запрессовка аналогичным образом. При запрессовке края лучше намылить.
Снимаем заглушки и старый пыльник
Ключом для регулировки рейки выкручиваем регулировочную гайку
Под ней нас может ждать стопорное кольцо упора, а может и не ждать
Вынимаем обычную пружину и поршень. Поршень можно вынуть легкими ударами картера рейки по деревяшке. Главное не переусердствовать.
Теперь после изъятия поршня рашпиль не прижимается плотно к остальному механизму, поэтому снимаем приводную шестерню
Снимаем резиновый пыльник с вала приводной шестерни
Снимаем зубчатую стопорную шайбу. Лучше иметь новую в ремкомплекте.
Под стопорной шайбой нас ждет такая гайка
Берем наш спецключ, ставим в гайку упора и выкручиваем, захватив лыски спецключа обычным ключом на 24
После отворачивания гайки изымаем шайбу и резинку-уплотнитель
Далее изымаем приводную шестерню ключом на 14, уперев в другой ключ. Придется постараться. Если не получается, всегда можно успеть постукать картером о деревяшку.
Вынимаем приводную шестерню в сборе с подшипником. Подшипник я менять не стал. Если вам потребуется, лучше купите отдельно подшипник какой покрепче, т.к. в ремкомплектах они отстой. Небольшой люфт, насколько я понял, допустим. Для замены подшипника нужен съемник стопорных колец.
В картере еще стоит роликовый подшипник. Он меняется крайне напряжно, нужно сверлить картер, в мануале это есть. Я не пробовал, поэтому ничего не могу сказать.
Вынимаем рашпиль, осматриваем на наличие износа. Если что, продаются ремкомплекты с новыми рашпилями.
Протираем и чистим его.
Смазки там конечно же не будет, если рейка разбирается в первый раз. Поэтому ржавчине не удивляйтесь.
Вынимаем с помощью щлицевых отверток втулку рулевого механизма
Чистим картер очистителем карбюратора и ветошью
Надеваем резинки на новую втулку, оставив тонкие участки на прорези втулки
Запрессовываем новую на это место, попав выступами втулки в специальные места в картере рейки
Тут нам опять потребуются шлицевые отвертки, чтоб направить втулку своими выступами на место
После установки втулки обрезаем тонкие участки резинок на прорези втулки. Иначе рашпиль оборвет их сам.
Хорошо смазываем картер и рашпиль
Отмеряем от торца рашпиля 87мм и ставим пометку на зубе
Вставляем рашпиль обратно. Возможно придется легко постукать, чтоб он зашел в новую втулку.
Важный момент:
Ловим метку 87мм так, чтобы она была в центре окна приводной шестерни
Замеряем штангенциркулем глубину от края картера до установленного по метке рашпиля. Получилось 50мм (в одном мануале видел 48мм). Забегая вперед скажу что мне это не помогло — руль все равно встал криво, поэтому попробуйте 48мм.
Ставим приводную шестерню с подшипником в сборе, аккуратно заколачиваем ее через деревяшку.
Ставим шайбу на подшипник и уплотнитель в гайку
Закручиваем спецключом с ключом на 24 8-и гранную гайку. Приводная шестерня будет при этом прокручиваться.
Потом надо подрегулировать:
Очень важно, чтобы лыска вала приводной шестерни после сборки рейки смотрела туда, куда она смотрела в салоне, т.е. чтоб была заточена под расположение хомута в салоне при положении руля прямо.
Вкручиваем один из болтов крепления рулевой тяги в отверстие рашпиля и проворачивая приводную шестерню и двигая рашпиль, добиваемся того, чтобы глубина от края картера до торца рашпиля была 50 (48)мм и лыска вала приводной шестерни смотрела туда, куда смотрела изначально.
Ставим обратно стопорную зубчатую шайбу
Ставим пыльник. Важный момент: нужно заправить специальные края пыльника на буртики гранаток, это очень сложная процедура. Но у меня новые гранатки были без буртиков.
С другой стороны собираем обратно:
Ставим поршень с новым уплотнителем
Ставим стопорную шайбу
Ставим пружину
Закручиваем регулировочную гайку, но не до упора
Надеваем новый пыльник, затягиваем пластиковыми хомутами. Железные хомуты могут порвать пыльник.
Ставим боковые заглушки и правую подушку
Устанавливаем тяги
Закручивать тяги до конца сразу или в положении «автомобиль на колесах» — вопрос открытый. По идее надо в положении «автомобиль на колесах» — это же сайлетнблоки.
Но:
1. На моторе 1.6 доступ будет ограничен ресивером, а ведь надо еще законтрить
2. Один мастер говорил мне, что конкретно для этих сайлентблоков затяжка при снятой рейке не критична. Поэтому решать вам.
Ставим обратно
Тут нужен помощник, т.к. одновременно держать хомут рулевого вала и ставить рейку к моторному щиту нереально.
Хороший вариант это притянуть немного 2 левых гайки хомута крепления к моторному щиту
Помощник ставит и держит правую сторону рейки, а вы ловите хомутов вал приводной шестерни и вставляете и закручиваете болт на 13 в салоне
Возможно придется еще раз разжать хомут отверткой
Далее проверяете что поставили оба хомута на рейку и аккуратно закручиваете гайки крепления к моторному щиту
Очень важно не перетянуть гайки.
Смазываем пальцы рулевых наконечников графиткой и закручиваем их и стопорим шплинтами.
Далее руль станет неровно
Можно сделать так: (за совет спасибо Уважаемому т808 с автолады.ру):
Провернуть руль от крайнего левого до крайнего правого положения
Поставить руль ровно в среднее положение между ними, чтоб влево и вправо было равное количество оборотов
В этом положении снять руль со шлицов и поставить в положение «прямо». Потребуется шлицевая отвертка и головка на 24 с удлинителем.
То, что колеса при этом будут не прямо — это дело десятое. Главное, что нам известно то, что при положении руля «прямо» у нас равное количество оборотов влево и вправо
Далее едем на сход-развал и просим сперва сделать руль прямо, а потом отрегулировать угол Кастера, развал и схождение
Но мне все это в итоге сделали на сход-развале.
Рулевая рейка Ваз 2115 – неисправности и особенности
Если вы желаете починить свою рейку, тогда запаситесь заранее инструментом, а именно: Специальный ключ-восьмигранник на 17 вам будет нужен (В автомагазине скажите что вам нужен специальный ключ для отворачивания гайки упора рейки и если продавец окажется знающим, то он вам продаст именно то что нужно), а так же зубило с молотком понадобиться, тиски (Без них работа будет не удобной), ещё всевозможные ключи (Накидные, гаечные, если есть накидными головками запаситесь) и отвёртки с плоскогубцами нужны вам будут!
Рулевая рейка Ваз 2115 – устройство
Одним из важных узлов автомобиля является рулевой механизм. Рулевая рейка в автомобиле - наиболее важная часть узла.
Через нее усилие, прикладываемое водителем на руль с помощью наконечников и тяг, передается на рычаги поворота, которые соединены с управляемыми колесами через цапфы. Из этого следует, насколько важна исправность рулевой рейки для безопасного движения автомобиля.
На фото представлены элементы составляющие конструкцию управления рулем.
Составляющие узла рулевой рейки:
- Позиция 20 – рейка.
- Позиция 21 – опорная втулка рейки.
- Позиция 22 – демпфирующее кольцо.
- Позиция 23 - резинометаллический шарнир.
- Позиции 10, 11, 14 – детали крепления рейки к рулевым тягам.
- Позиция 12 – скобы для крепления рулевого устройства к щитку впереди кузова, 13 – резиновые опоры рулевого механизма, 15 – защитный чехол устройства. С рейкой позиции 20 в зацепление входит приводная шестерня, установленная на подшипниках в картере позиции 17 узла рулевой рейки.
Металлокерамческий упор, уплотненный резиновым кольцом в картере, поджимает рейку к шестерне пружиной, которая упирается в гайку.
Стопорное кольцо препятствует раскручиванию гайки. На картере и пыльнике рулевого механизма расположены метки, облегчающие правильную сборку узла.
Видео: Причины стука рулевой рейки Ваз 2115
Основные неисправности рулевой рейки на Ваз 2115
Давайте выделим основные признаки неисправности и их возможные причины:
- Вращение рулевого колеса дается слишком туго, появляются лишние звуки в виде свиста. Возможная причина-утечка жидкости ГУР и ее снижение к минимальной отметке, истирание роторной пары.
- Вращение рулевого колеса дается туго, но после набора скорости ситуация нормализуется. Одновременно с этим появляется неприятный «зудящий» шум. Основная причина – появление задиров на роторной части и привалочной поверхности.
- Поворачивать руль тяжело только влево или вправо и при условии низкой температуры ГУР (ниже 25-30 градусов Цельсия). Как только жидкость прогревается до 55-60 градусов, шум пропадает.
- Поворот руля водителем не совпадает с реальным углом разворота передних колес авто. При появлении такой проблемы машина перестает быть управляемой, ее бросает на поворотах.
- Возникает сильная вибрация рулевого колеса при движении по плохой дороге. Если же повернуть руль в одну или другую сторону, то звук может пропасть.
- Потекла рулевая рейка. В этом случае жидкость гидроусилителя появляется на пыльниках. При этом течь будет заметна по снижению уровня в бачке ГУР. Если ничего не делать, то возможен выход из строя сальников вала, его повышенный износ или появление ржавчины.
- Руль отказывается возвращаться в первоначальное положение или же это происходит, но очень туго. Причина такой проблемы — в деформации вала или картера рейки.
Но это еще не все. Вы должны обращать внимание на неисправности самого гидроусилителя руля.
Здесь признаки проблем рулевой рейки могут быть следующими:
- Повышенная пенистость жидкости ГУР. Это просто диагностировать – достаточно заглянуть в бачок;
- появляются лишние шумы при повороте рулевого колеса и работе ГУР;
- на холостых оборотах ГУ не работает вовсе. При увеличении оборотов рулевое колесо поворачивать проще;
- пропадает усилие при повороте руля в обе из сторон. Как правило, причина такой проблемы – разрушение резинового кольца.
Пошаговая инструкция разбора и сборки рулевой рейки Ваз 2115
1) В самом начале операции вам нужно будет снять рейку с машины, более подробно о том как это сделать, вы можете изучить в статье под названием: «Замена рулевого механизма на ВАЗ».
Кстати не торопитесь приступать к ремонту рейки, если вы только в первые услышали то что она начала у вас стучать, просто обычно данный стук можно убрать её подтягиванием, о том как подтянуть рейку, читайте в статье ссылка на которую дана чуть выше!
2) Теперь с правой стороны (С конца) рейки снимите опору и распорное кольцо как показано на первом фото, сразу же после этого плоскогубцами раскусите хомуты которые удерживают защитный чехол на одном месте (см. фото 2, данные хомуты одноразовые), после чего снимите сам чехол (см. фото 3) с рейки, затем с другой стороны (С конца) снимите ещё одну опору (Металлическую на этот раз) и защитный колпачок, всю данную операцию вы можете увидеть на четвёртом фото.
3) Далее вам нужно будет отвернуть тем самым специальным ключом с восьмигранной головкой на 17, ту самую гайку упора рейки (см. фото 1) и извлечь её после отворачивания, сразу же за этой гайкой будет находиться пружинка (см. фото 3), её тоже нужно снять и убрать в сторонку, ну и при помощи отвёртки стопорное кольцо ещё подцепите как это на последнем фото показано.
4) Следом возьмите в руки рейку и об какую ни будь дощечку постукайте её (Стукайте картером, до того пока из внутренней части его не выпадет упор, более подробно на фото 1 всё смотрите), затем снимите уплотнительное кольцо щитка передка как на фото 2 показано, после чего возьмите в руки отвёртку и при помощи неё снимите пыльник шестерни (фото 3) и стопорящую шайбу (фото 4).
5) После чего переходите к снятию шестерню которая идёт в сборе с подшипником из картера её нужно будет вынуть, для этого гайку крепления подшипника этой шестерни сперва отверните (см. фото 1) и после этого с вала снимите её (На фото 2 показано), затем взять вам нужно будет монтажную лопатку и использовать её как рычаг для гаечного ключа, то есть ключом на 14 захватите лыску шестерни (см. фото 3) и опираясь ключом об эту лопатку, извлеките из картера шестерню совместно с подшипником (фото 4).
Примечание!
Кстати так просто отвернуть гайку которая крепит шестерню у вас не получиться, потому что без специального ключа вы ничего сделать толком то и не сможете, поэтому вам понадобиться специальный ключ с восьмигранной головкой на 24, вместо этого специального ключа можно головку использовать с тем же размером ещё вы можете видеть на фото ниже её!
6) Теперь вам нужно будет вынуть саму рулевую рейку из картера, для этого просто наклоните картер и рейка сама выпадет (см. фото 1), после чего отвёрткой плоской подденьте опорную втулку и выньте её из картера как показано на фото 2, вместо этой втулки вам нужно будет установить на это место новую втулку, но прежде чем новую установить, оденьте на неё новые демпфирующие кольца (см. фото 3, при установки следите за тем чтобы их тонкая часть находилась против разреза втулки) и установите после этого втулку на своё место (см. фото 4, аккуратно втулку устанавливайте и смотрите чтобы выступы не выпирали, всё должно быть чётко и резиновые демпфирующие кольца ещё не забудьте разрезать и удалить их части со втулки).
7) Идём дальше, теперь снимите плоскогубцами стопорное кольцо с червяка (см. фото 1), после этого специальным съёмником выпрессуйте шариковый подшипник и тем самым его снимите (см. фото 2), дальше переходите к снятию игольчатого подшипника, вам нужен будет либо специальный съёмник, либо же подручными средствами можно будет запастись, а именно молотком и дрелью, дрелью диаметр сверла у которого будет 2 мм, вам нужно будет в торце картера (Как показано на фото 3) просверлить два отверстия через которые вы и будете выбивать подшипник, после того как просверлите, вставьте в оба отверстия гвозди и ударяя по ним молотком, извлеките игольчатый подшипник из картера как на последней фотографии это показано.
Сборка:
Собирается весь механизм в обратном порядке разборки, но только важно знать некоторые моменты, а именно внутреннюю часть картера рулевого механизма промойте, кроме того зубья у самой рейки как показано на фото ниже хорошенько смажьте смазкой ФИОЛ-1, этой же смазкой смажьте ещё зубья у червяка (Его ещё приводной шестерней называют, он ещё в сборе с подшипником идёт) и оба подшипника ей смажьте, а уже полость над гайкой подшипника приводной шестерни заполните смазкой УНИОЛ-1 и после этого соберите весь механизм в обратной последовательности.
Рулевая рейка Ваз 2115 – как устранить люфт
Во время движения автомобиля бывают случаи, когда водитель ощущает незначительную отдачу при наезде машины на выбоину или небольшое препятствие на дороге, в руль, появляется стук в механизме. Тогда возникает необходимость устранить неисправность.
В этом случае ВАЗ ремонт рулевой рейки не требуется, а выполняется лишь регулировка зазора, образовавшегося между рейкой и шестерней. Для чего существует специальная инструкция.
Для выполнения работ автомобиль лучше установить на смотровую яму, специальный подъемник или эстакаду.
Порядок выполнения работ
- При наличии на картере защиты она снимается.
- Специальным гаечным ключом на 17 миллиметров, вращением по часовой стрелке, регулировочная гайка подтягивается до устранения люфта в редукторе рейки.
Устранение люфта рулевой рейки
Перед тем как подтянуть гайку необходимо ее хорошо очистить от грязи.
Если такая операция не устранит стук нужно разобрать рулевой механизм, проверить состояние всех его деталей, изношенные элементы заменить новыми. Цена такого ремонта будет больше.
- Затем после сборки узла рулевого механизма устанавливается упор рейки, на котором находится уплотнительное кольцо, до тех пор, пока не будет контакта упора с рейкой.
- После этого устанавливаются стопорное кольцо, упорная пружина и слегка накручивается гайка.
- Моментом равным 1,12 – 1,37 кгс.м затягивается гайка, отпускается на, нанесенные на гайку или на ключе «на 24» два деления, что обеспечивает необходимый зазор 0,12 миллиметров, от гайки до упора рейки.
- Проверяется легкость, с которой перемещается рейка, отсутствие стуков, заеданий.
- Монтируются рулевые тяги к механизму руля таким образом, что их оси должны быть параллельны картеру механизма руля.
Люфт устранен, а стук не прекращается, тогда выбирается один из вариантов: купить новую рулевую рейку или, выполнить на ВАЗ 2115 рулевая рейка ремонт, что значительно дешевле.
Ваз 2115 – регулировка рулевой рейки
Многие начинающие владельцы авто думают, что подтянули рейку и все люфты пропали, но это не совсем так, она не всегда поддается регулировки и это факт.
А происходит это потому, что внутри образовалась уже слишком большая выработка деталей, а заглянуть во внутрь мы не можем не разобрав ее полностью, поэтому в некоторых случаях приходится снимать рейку с автомобиля.
Итак, как регулировать рулевую рейку в домашних условиях можно узнать, прочитав дальше статью. Как вы уже догадались эта процедура проводиться путем подтяжки регулировочного винта.
Для этого снимается защита двигателя, а автомобиль ставится на яму или эстакаду, хотя многие подтягивают рейку сверху, но приходится все делать на ощупь.
После нужно отыскать регулировочный винт его видно на фото (на разных марках авто его расположение может быть разное). Многие новички его сразу не находят потому что он бывает покрыт грязью.
На нем будет установленная заглушка из пластика, но не всегда, которую делает завод. Ее нужно удалить. На Ваз 2109, Ваз 2110, ВАЗ 2114 люфт устраняется при помощи специального ключика, продается он в любом автомобильном магазине и стоит копейки.
Прокручиваем вставленный ключ по немного против часовой стрелки и снова пробуем люфт рулевым колесом. Процедуру необходимо проводить столько раз, пока не исчезнет люфт и стук.
После чего можно проехаться и попробовать насколько туго стало вращение рулевого колеса, если руль стал слишком тугим, нужно ослабить немного регулировочный винт.
В принципе на этом работа считается завершенной, но если вдруг вам так и не удалось убрать люфт и стук, то рейку придется снимать и ремонтировать но это уже другая история. Удачной и ровной дороги.
Как правильно подтянуть рулевую рейку Ваз 2115
Ремонт рулевой рейки на ВАЗ 2114 — советы профи
ВАЗ-2115 или Lada 2115 – это рейстайлинг ВАЗ 21099, который выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1990 по 2004 годы и был родоначальником «Самары» второго поколения. Lada Samara седан – современное название авто, выпуск его начался в 1997 году.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ
Одним из важных узлов автомобиля является рулевой механизм. Рулевая рейка в автомобиле - наиболее важная часть узла.
Через нее усилие, прикладываемое водителем на руль с помощью наконечников и тяг, передается на рычаги поворота, которые соединены с управляемыми колесами через цапфы. Из этого следует, насколько важна исправность рулевой рейки для безопасного движения автомобиля.
На фото представлены элементы составляющие конструкцию управления рулем.
Устройство рулевой рейки
Составляющие узла рулевой рейки:
- Позиция 20 – рейка.
- Позиция 21 – опорная втулка рейки.
- Позиция 22 – демпфирующее кольцо.
- Позиция 23 - резинометаллический шарнир.
- Позиции 10, 11, 14 – детали крепления рейки к рулевым тягам.
- Позиция 12 – скобы для крепления рулевого устройства к щитку впереди кузова, 13 – резиновые опоры рулевого механизма, 15 – защитный чехол устройства. С рейкой позиции 20 в зацепление входит приводная шестерня, установленная на подшипниках в картере позиции 17 узла рулевой рейки.
Металлокерамческий упор, уплотненный резиновым кольцом в картере, поджимает рейку к шестерне пружиной, которая упирается в гайку.
Стопорное кольцо препятствует раскручиванию гайки. На картере и пыльнике рулевого механизма расположены метки, облегчающие правильную сборку узла.
КАК УСТРАНИТЬ ЛЮФТ РУЛЕВОЙ РЕЙКИ
Во время движения автомобиля бывают случаи, когда водитель ощущает незначительную отдачу при наезде машины на выбоину или небольшое препятствие на дороге, в руль, появляется стук в механизме. Тогда возникает необходимость устранить неисправность.
В этом случае ВАЗ ремонт рулевой рейки не требуется, а выполняется лишь регулировка зазора, образовавшегося между рейкой и шестерней. Для чего существует специальная инструкция.
Для выполнения работ автомобиль лучше установить на смотровую яму, специальный подъемник или эстакаду.
Порядок выполнения работ
- При наличии на картере защиты она снимается.
- Специальным гаечным ключом на 17 миллиметров, вращением по часовой стрелке, регулировочная гайка подтягивается до устранения люфта в редукторе рейки.
Совет: Перед тем как подтянуть гайку необходимо ее хорошо очистить от грязи.
Если такая операция не устранит стук нужно разобрать рулевой механизм, проверить состояние всех его деталей, изношенные элементы заменить новыми. Цена такого ремонта будет больше.
- Затем после сборки узла рулевого механизма устанавливается упор рейки, на котором находится уплотнительное кольцо, до тех пор, пока не будет контакта упора с рейкой.
- После этого устанавливаются стопорное кольцо, упорная пружина и слегка накручивается гайка.
- Моментом равным 1,12 – 1,37 кгс.м затягивается гайка, отпускается на, нанесенные на гайку или на ключе «на 24» два деления, что обеспечивает необходимый зазор 0,12 миллиметров, от гайки до упора рейки.
- Проверяется легкость, с которой перемещается рейка, отсутствие стуков, заеданий.
- Монтируются рулевые тяги к механизму руля таким образом, что их оси должны быть параллельны картеру механизма руля.
Люфт устранен, а стук не прекращается, тогда выбирается один из вариантов: купить новую рулевую рейку или, выполнить на ВАЗ 2115 рулевая рейка ремонт, что значительно дешевле.
РЕМОНТ РУЛЕВОЙ РЕЙКИ НА ВАЗ 2115
Для экономии средств, а иногда и нервов можно выполнить ремонт механизма своими руками.
Материалы для ремонта
Вам понадобится:
- Густая смазка для подшипников. Лучше использовать Mobil Grease XHP 222.
- В аэрозольной упаковке мовиль.
- Уайтспирит.
- Баллончик WD-40.
- Пластиковые хомуты 200 мм х 4 мм – 3 штуки.
- Ветошь.
Запасные части
- Ремонтный комплект рулевой рейки.
- Сайлентблоки.
- Наконечники с гайками.
- Рулевой чехол.
Инструмент для работы
- Набор торцовых головок с трещоткой.
- Молоток.
- Кардан с удлинителем.
- Съемник для наконечников.
- Ключ с внутренним восьмигранником.
- Ключ на 22.
- Зубило, шириной до семи миллиметров.
РЕМОНТ РЕЙКИ РУЛЯ
Автомобиль фиксируется от непредвиденного перемещения установкой упоров под задние колеса. Затянуть ручник, заблокировать руль.
Совет: При ремонте лучше отсоединить клеммы аккумуляторной батареи, чтобы избежать неприятностей от соприкосновения воротка к «+» клеммы при работе.
Итак:
- Снимаются передние колеса.
- Используя съемник, вытаскиваются пальцы из стоек рычагов, предварительно открутив гайки наконечников.
- После установки съемника до упора закручивается винт. В напряженном состоянии ключа выбивается молотком палец из рычага.
- Откручиваются гайки крепления скоб рейки. Отворачивается изнутри салона болт на рулевом валу.
- Выполнив все предварительные операции осторожно, чтобы не повредить шлицы, применяя колебательные движения, отсоединяется хвостовик шестерни от рулевого вала.
- Весь узел вытаскивается через правое отверстие в корпусе автомобиля.
Далее выполняется непосредственно ремонт рулевой рейки ваз 2115:
- Конструкция зажимается в тиски. Специальной щеткой, тряпочкой смоченной в уайтспирите чистятся все поверхности изделия.
- Снимаются рулевые тяги. Для этого откручиваются болты на крепящей их скобе, после отгиба «усиков» стопорной пластины, ключом «на 22».
- Извлекаются стопорная и соединяющая тяги пластины.
- Удаляются рулевые тяги.
- С правой стороны снимаются с картера рулевого устройства опора и стопорное кольцо.
- Срезаются хомуты, с помощью которых крепится защитный чехол. Детали одноразовые выполнены из пластмассы.
- Снимается защитный чехол.
- С левой стороны устройства снимаются опора и колпачок для защиты.
- Ключом «на 17» с восьмигранной головкой откручивается гайка упора рейки, деталь вынимается, извлекается пружина и фиксирующее кольцо.
Выбивается из гнезда упор рейки. Для этого картер ударяется о деревянную подставку.
Для уплотнения в проточке упора монтируется резиновое кольцо.
- Снимается уплотнитель.
- Снимается пыльник шестерни, который достаточно поддеть его отверткой.
- Снимается стопорная шайба.
- Специальным ключом «на 24» с восьмигранной головкой отворачивается гайка, которая крепит подшипник шестерни.
- Снимается гайка с вала.
- Ключом «на 14» удаляется из картера вместе с подшипником шестерня.
- Вынимается рейка.
- Вынимается втулка. Для этого отверткой поддевается опорная втулка, ее выступы должны зайти в картерные отверстия и деталь свободно извлекается.
- Устанавливается новая втулка. Для этого на нее надеваются новые демпфирующие резиновые кольца таким образом, чтобы против разрезов втулки располагались тонкие части кольца.
Выступы втулки должны свободно войти в отверстия картера. - По краям втулки резиновые кольца разрезаются и отрезанные части удаляются.
- С вала шестерни снимается фиксирующее кольцо.
- С помощью двухзахватного съемника спрессовывается шариковый подшипник.
Выпрессовка игольчатого подшипника выполняется с применением специального съемника. Если его нет: сверлятся в торце картера два отверстия диаметром два миллиметра, для выхода игольчатого подшипника на кольцо.
Через него из картера выбивается подшипник.
Полость картера конструкции промывается. Отрезком трубы запрессовывается игольчатый подшипник.
После этого отверстие заделывается препаратами подобными «холодной сварки».Смазкой ФИОЛ-1 обильно смазываются подшипники, шестерня приводная и зубья на рейке.
Совет: Перед тем как начать ремонт рулевой рейки лучше ознакомиться со всеми операциями по видео.
Смазка УНИОЛ-1 закладывается в полость, которая находится над гайкой удерживающей подшипник приводной шестерни. Узел рулевой рейки собирается в обратной последовательности.
Крепится защитный чехол и фиксируется хомутами.Упор рейки и гайка выставляются таким образом, чтобы между ними был зазор 0,12 миллиметра.
После регулировки зазора рейки, гайка упора накернивается, для предотвращения раскручивания.
Как подтянуть или заменить рулевую рейку ВАЗ-2115
Водители, которые хоть немного разбираются в строении автомобиля, прекрасно понимают, что передача усилия на колеса происходит при помощи косозубой и прямозубой шестеренок. Они, в свою очередь, взаимодействуют с зубчатой рейкой. Благодаря использованию прижимных пружин в рейке устанавливается люфт. Если во время езды по неровностям слышен стук, это свидетельствует о том, что настало время произвести наладку рейки.
Многие водители считают, что рулевая рейка ВАЗ-2115 не поддается ремонту. В этом и состоит основная ошибка. Дело в том, что рулевую рейку всегда можно подтянуть. Благодаря этому действию обеспечивается безопасное управление автомобилем и избавление от всех люфтов. Тем не менее подобная регулировка должна проводиться качественно, поскольку в противном случае она может привести к потере автомобилем управляемости. Зачастую причиной этого является перетяжка регулировочного винта.
Регулировка рулевой рейки
Регулировку рулевой рейки можно выполнить либо прямо на транспортном средстве, либо сняв запчасть. Первый способ обычно применяют после ремонта автомобиля. А вот второй используют для того, чтобы незначительно подрегулировать рейку.
Для этой работы следует иметь такие инструменты:
- разводной гаечный ключ;
- универсальный восьмигранник на 17 мм.
Любые работы, связанные с рулевой рейкой, необходимо проводить, когда автомобиль находится либо на смотровой яме, либо на подъемнике.
Порядок действий таков:
- Автомобиль ставится на ручной тормоз. Под задние колеса, если авто находится на яме, необходимо установить упор.
- Блокируется руль.
- Бортовая сеть автомобиля обесточивается (для этого нужно снять с аккумулятора минусовую клемму).
- Найти гайку, при помощи которой и производится наладка рулевой рейки. Она располагается на креплении рейки со стороны багажника.
- Моется дно автомобиля. Лучше всего использовать для этого специальный аппарат. Делается это, чтобы очистить гайку, отвечающую за регулировку рейки, от грязи.
- Далее следует при помощи ключа подтянуть гайку до нужного положения. Гайка вращается по часовой стрелке.
После этого регулировку рулевой рейки можно считать завершенной. В случае если данная процедура не принесла ожидаемого результата, необходимо проверить состояние наконечников. Вполне вероятно, что их придется заменить.
Признаки неисправности рулевых наконечников
Рулевые наконечники необходимо заменить, если при езде по неровностям, а также при ускорении движения ощущается биение руля и вибрация, отдающаяся в педаль газа. Визуально определить, в каком состоянии находятся наконечники рулевой рейки, можно только во время проверки пыльников. Эти детали оказывают непосредственное влияние на развал-схождение, а значит, заменять их следует вовремя, поскольку резина начнет стираться неравномерно.
Замена наконечников рулевой рейки также проводится, когда автомобиль находится на подъемнике либо на яме. Кстати, эту процедуру лучше всего доверить мастерам, поскольку работа требует точности и силы в руках. В общей сложности весь процесс замены наконечников занимает не более одного часа, поэтому вам не придется надолго расставаться со своим любимым автомобилем.
Помните, что при своевременной замене наконечников рулевая рейка вашего автомобиля будет служить гораздо дольше, а качество езды заметно улучшится.
Источники
- ladaautos.ru/vaz-2115/kak-podtyanut-ili-zamenit-rulevuyu-rejku-vaz-2115.html
- masteravaza.ru/rulevoe/rulevaya-rejka-rulevoe/vaz-2115-remont-rulevoj-rejki-83
- remont-inomarki.ru/rulevaja-rejka-vaz-2115.html
- drive2.ru/l/571557756151015194/