Рано или поздно любой владелец машины с карбюраторной системой подачи топлива сталкивается с неисправностями этого важного устройства. Мы расскажем вам, как правильно снять, отремонтировать и настроить карбюратор авто ВАЗ 21099 без помощи специалистов.

На автомобили ВАЗ 21099 с двигателями объемом 1100 и 1300 кубических сантиметров заводом-производителем устанавливались карбюраторы марки ДААЗ 21083, советские копии популярных в то время устройств Solex. На машины с двигателем объемом 1500 кубических сантиметров монтировались карбюраторы ДААЗ 21053 с увеличенными диффузорами и жиклерами.

При замене неисправного устройства необходимо учитывать эту особенность, потому что при установке неподходящего карбюратора будут нестабильными обороты двигателя на холостом ходу и повысится расход топлива как в городском, так и в смешанном циклах.

Основные симптомы неисправности карбюратора.

  1. Машина дергается при движении по трассе.
  2. Происходит провал при резком нажатии на педаль акселератора
  3. Двигатель глохнет на ходу.
  4. Мотор просто не заводится после простоя.

1 симптом возникает при засоренности топливных и воздушных жиклеров, неисправности ускорительного насоса и подсосе воздуха из-за трещин в корпусе карбюратора.

2 симптом указывает на необходимость замены ускорительного насоса.

3 симптом, когда двигатель глохнет на ходу, указывает на загрязнение воздушного фильтра либо попадание крупных частиц грязи в карбюратор с полным перекрытием топливных или воздушных каналов.

4 симптом свидетельствует о залипании игольчатого клапана в поплавковой камере или испарении бензина через трещины в крышке карбюратора.

Существует латентный признак неисправности карбюратора — повышенный расход топлива. Это явление возникает при переобогащении горючей смеси из-за неправильных регулировок или засорения воздушного фильтра и жиклеров.

Снятие неисправного устройства

Ремонт карбюратора — процедура несложная. При его снятии не нужна замена помпы, бензонасоса или аккумулятора. Устройство автомобиля ВАЗ 21099 позволяет довольно быстро снять неисправный прибор. Для этого достаточно иметь стандартный набор ключей и немного терпения.

  1. Для начала снимаем воздушный фильтр вместе с фильтрующим элементом.
  2. Потом отсоединяем тягу воздушной заслонки. Она находится с правой стороны карбюратора, по ходу движения машины.
  3. Там же снимаем возвратную пружину привода педали газа.
  4. Поддеваем отверткой пружинный фиксатор на секторе привода газа и снимаем его.
  5. Затем вынимаем трос газа из сектора привода.
  6. Отсоединяем все колодки проводки от карбюратора, предварительно пометив места их подключения, чтобы не перепутать при сборке.
  7. Ослабляем хомуты и снимаем топливные шланги.
  8. Откручиваем винт и демонтируем блок подогрева 1 камеры.
  9. Снимаем шланг вентиляции картера, а затем и вакуумную трубку, идущую к прерывателю — распределителю зажигания.
  10. Откручиваем 4 гайки крепления и осторожно снимаем карбюратор.
  11. В довершение накрываем выпускное отверстие чистой тряпкой, чтобы грязь не попала в него.
Узел девятки

Главный агрегат ВАЗ 21099

Установка осуществляется в порядке, обратном снятию. Теперь можно приступить к разборке и прочистке карбюратора.

Разборка прибора

Техническое обслуживание карбюратора ВАЗ 21099 подразумевает снятие, прочистку и регулировку данного прибора после каждых 60 000 километров пробега. При разборке карбюратора крайне не рекомендуется откручивать винты крепления воздушной и дроссельных заслонок, так как это может привести к заклиниванию механизма. Кроме того, запрещается выпрессовывать невыкручивающиеся латунные трубки.

  1. Сначала выкручиваем электромагнитный клапан и вытаскиваем из него топливный жиклер.
  2. Затем снимаем крышку карбюратора, открутив 5 винтов.
  3. После этого выталкиваем тонкой отверткой ось поплавков из держателей, вынимаем ее и снимаем поплавки.
  4. Осторожно, чтобы не повредить, снимаем прокладки крышки.
  5. Выкручиваем игольчатый клапан.
  6. Откручиваем 4 винта крышки пускового устройства и снимаем ее.
  7. Осторожно отделяем диафрагму от крышки и вынимаем пружину.
  8. Выполняет мастер регулировку

    Выполняется регулировка

    Затем откручиваем пробку топливного фильтра и вынимаем ее вместе с фильтрующим элементом.

  9. Аккуратно поддеваем отверткой распылители ускорительного насоса и вынимаем их.
  10. Откручиваем 4 винта крышки ускорительного насоса и снимаем ее.
  11. Осторожно снимаем диафрагму и пружину ускорительного насоса.
  12. Откручиваем винты крышки экономайзера и снимаем ее вместе с пружиной и диафрагмой.
  13. Вытаскиваем пластиковую заглушку с помощью отвертки или штопора и выкручиваем винт качества смеси.
  14. Выкручиваем 2 эмульсионные трубки, объединенные с воздушными жиклерами.
  15. Затем выкручиваем топливные жиклеры 1 и 2 камеры, расположенные под эмульсионными трубками, и, перевернув корпус, вытряхиваем их.
  16. Откручиваем винт, крепящий провод и, аккуратно отогнув лапки наконечника, снимаем провод с наконечника датчика винта количества смеси.
  17. Выкручиваем винт количества смеси.

Очистка и сборка

После разборки карбюратора необходимо замочить жиклеры и корпус прибора в ацетоне. Через 2-3 часа нужно слить растворитель и продуть все отверстия с помощью воздушного насоса или компрессора. Далее необходимо осмотреть все пружины и диафрагмы, а также топливный фильтр и в случае выявления дефектов заменить их. Следует особо отметить, что не растворенные с помощью ацетона загрязнения можно удалять только тонкой медной проволокой. Ни в коем случае не используйте для этой цели отвертку или металлическую проволоку.

Сборку карбюратора нужно осуществлять в порядке, обратном разборке. При этом следует уделить особое внимание тому, чтобы поплавки свободно поворачивались на оси и не задевали стенок поплавковой камеры. Кроме того, зазоры между прокладкой крышки карбюратора и выступами на нижних поверхностях поплавков должны быть равномерными, не тоньше 0,5 и не толще 1 миллиметра. Также игла клапана должна без заеданий перемещаться в своем гнезде, а жиклеры должны быть установлены в правильном порядке. Кроме того, собирая ускорительный насос, сначала слегка прикрутите винты крышки, затем нажмите на рычаг привода насоса и только после этого закрутите их до конца.

Регулировка

Многие владельцы ВАЗ 21099 задаются вопросом, как отрегулировать карбюратор этой машины. На самом деле настройка узла начинается уже при его сборке. Путем подборки различных комбинаций воздушных и топливных жиклеров достигаются идеальные характеристики горючей смеси.

Схема такая: при подборе характеристик необходимо делить тарировку топливного жиклера на тарировку воздушного жиклера:

  • если полученный результат окажется больше 0,78, горючая смесь не будет загораться из-за переизбытка бензина;
  • если полученный результат окажется меньше 0,533, горючая смесь не загорится из-за переизбытка воздуха.

При этом следует учитывать, что понизить расход топлива можно, установив воздушный жиклер с большей тарировкой, к примеру, 145 вместо 125. Если же вам, наоборот, нужна большая мощность, необходимо ставить воздушный жиклер с меньшей тарировкой.

Воздушная заслонка агрегата

Воздушная заслонка детали

После сборки и установки узла на место регулировка карбюратора ВАЗ заключается в выставлении холостого хода.

Делается это так:

  • сначала прогреваем двигатель до температуры 90-95 градусов (воздушная заслонка должна быть открыта, рычаг КПП — стоять на нейтрали);
  • затем винтом количества смеси (к его заднему концу крепится провод) выставляем частоту вращения коленвала в пределах 750-800 оборотов в минуту.

Все, холостой ход отрегулирован.

Регулярное обслуживание карбюратора автомобиля ВАЗ 21099 также включает в себя замену фильтрующего элемента воздушного фильтра через каждые 5000 километров пробега.

Карбюратор ВАЗ 21099 – как отрегулировать и тюнинг

Популярный в 90-годы автомобиль ВАЗ 21099, карбюратор для него выпускался вплоть до 2004 года, потом его топливная система была модернизирована. Место карбюратора заняла электронная система впрыска топлива — инжектор. С одной стороны, инжектор надежнее в эксплуатации, с другой — рядовой автомобилист не сможет его починить своими руками в случае неисправности. Поэтому карбюраторные «девятки» по сей день имеют немало своих поклонников.

Карбюратор автомобиля ВАЗ-2109

Устройство и принцип подачи топлива

Двухкамерный карбюратор ВАЗ 21099 (Solex) состоит из 2 частей: основного корпуса и крышки. В крышке стоит электромагнитный клапан с жиклером холостого хода и система холодного пуска, которая иногда комплектовалась устройством подогрева. Снизу крышки закреплен поплавок с игольчатым либо шариковым клапаном, оттуда же выходит 2 латунных трубки с жиклерами на концах.

Основной корпус карбюратора оснащен такими устройствами:

 

  • блок топливных и воздушных жиклеров (главная дозирующая система);
  • диффузоры с распылителями топливовоздушной смеси;
  • 2 оси с дроссельными заслонками;
  • топливный ускоритель, состоящий из рычага, диафрагмы и двойного распылителя, направленного в камеры;
  • система принудительного холостого хода (иначе — экономайзер).

Детали карбюратора ВАЗ-2109

Детали карбюратора ВАЗ-2109

Регулировочный винт оборотов холостого хода подпирает заслонку первичной камеры и снабжен пластиковой рукояткой. Винт, управляющий обогащением топливной смеси, прячется в глубоком колодце, сделанном в «подошве» корпуса. Схема нижней части агрегата показана на рисунке 1.

Теперь о функциях, выполняемых каждой системой:

  1. Подпружиненная заслонка холодного пуска в закрытом положении обеспечивает подачу обогащенной смеси. При наличии биметаллической спирали открывается автоматически по мере прогрева, без таковой — вручную.
  2. Электромагнитный клапан перекрывает топливный канал по команде от ключа зажигания или от блока ЭПХХ.
  3. Поплавок с игольчатым клапаном пополняет запас бензина в поплавковой камере по мере его использования.
  4. Эконостат всасывает топливо из камеры и подает его прямо в коллектор через открытую заслонку, когда двигатель работает на максимальных оборотах.
  5. Жиклеры главной дозирующей системы смешивают горючее с воздухом и подают смесь в диффузоры за счет разрежения в камерах.
  6. Заслонками карбюратора ВАЗ 099 регулируется количество подаваемой в цилиндры смеси. Именно к ним подключен тросик от педали газа.
  7. Ускоритель впрыскивает дополнительную порцию топлива в коллектор при резком нажатии на акселератор.
  8. Экономайзер отключает подачу горючего по каналам холостого хода, когда машина движется накатом при включенной передаче. Снабжение возобновляется, когда обороты двигателя падают ниже 1800 об/мин.

Плюсы и минусы агрегата

Карбюратор Solex хорош тем, что способен обеспечить двигатель «девятки» необходимым количеством горючего на всех режимах работы, вплоть до самого динамичного. При этом он славится своей экономичностью, реальный расход исправного автомобиля по трассе редко превышает 6 л/100 км, по городу — 7,5-8 л/100 км. Поэтому многие владельцы Москвичей, Волг и старых Жигулей с удовольствием ставили Solex на свои машины. Произведя небольшой тюнинг карбюратора ВАЗ 099, его можно поставить на Газель или УАЗ с объемом двигателя 2,4 и 3 л.

Немного о недостатках:

 

  • устройство агрегата достаточно сложное, отремонтировать и отрегулировать его своими руками не каждому под силу;
  • со временем тонкая «подошва» карбюратора сильно изгибается под воздействием температуры коллектора;
  • электронная часть системы ЭПХХ довольно ненадежна и часто выходит из строя, отчего пропадает холостой ход;
  • винт регулировки смеси, утопленный в колодце и снабженный резинкой, очень трудно извлечь для продувки канала холостого хода.

Исчезновение холостого хода при засорении засоренный жиклера электроклапана

Распространенные неисправности

Поскольку карбюраторные «девятки» не производятся, то и агрегаты на оставшихся в строю машинах изрядно износились. Невзирая на сложность карбюраторов, кое-какие неисправности в них можно устранить своими руками.

Вот их перечень:

  • отказ работы на холостом ходу;
  • увеличенный расход горючего;
  • нестабильная работа с «плавающими» оборотами;
  • ухудшение разгонных свойств ВАЗ 21099.

Первая причина исчезновения холостого хода — засоренный жиклер электроклапана, вкрученного в крышку. Вторая встречается реже: выход из строя электронного блока, управляющего режимом ЭПХХ или самого клапана. В первом случае на клапан надо временно подать напряжение 12 В из любой точки напрямую, во втором — откусить или выбросить иглу поломанного клапана, перекрывающую отверстие жиклера. Также холостой ход пропадает, когда раскисает маленькое резиновое кольцо, надетое на втулку топливного канала (находится под крышкой).

Увеличение расхода топлива при неисправностях карбиратора

Расход горючего повышается по таким причинам:

  • засорились воздушные жиклеры;
  • потерял герметичность игольчатый клапан;
  • износилась диафрагма экономайзера;
  • износились заслонки обеих камер, отчего двигатель тянет горючее через образовавшиеся щели.

Когда раскисает резиновое кольцо на электрическом клапане, то наблюдается «плавание» оборотов, невозможность регулирования и повышенный расход. Как временный вариант, кольцо можно выбросить и затянуть клапан без него. Нестабильную работу еще вызывает подсос воздуха под «подошвой» карбюратора, что устраняется дополнительной картонной прокладкой. Перед установкой прокладку надо опустить в теплую воду на несколько секунд, чтобы она потом разбухла.

Тереть «подошву» карбюратора абразивами с целью выравнивания недопустимо.

Разгонная динамика зачастую возвращается после замены диафрагмы насоса — ускорителя и прочистки распылителей. Правильная настройка карбюратора 21099 выполняется только с помощью газоанализатора, измеряющего СО. Его показания на холостых оборотах должны находиться в пределах 0,8-1,5, на рабочих (2000 об/мин) — 0,8-2,0.

Карбюратор на ваз 21099 навастриваем и регулируем

С появлением на конвейере «девяток», появились новейшие, более экономные образцы карбюраторов «Солекс». Он устанавливался на все типы двигателей и модификации автомобилей ВАЗ 2109, поэтому его настройка аналогична и на моделях ВАЗ 2108 и 21099.

Когда я первый раз посмотрел на карбюратор я ужаснулся. Что это за механизм то такой? Как он работает? И как его ремонтировать в случае поломки? Честно говоря, я до сих пор разбираю в карбюраторе на уровне снять-продуть и все. Но если вы все же решили разобраться что тут и к чему, то это статья именно для вас.

Карбюратор Ваз 2109 Солекс состоит из:

  • Корпуса карбюратора. Это самая нижняя часть нашего карбюратора. Она отвечает за подвод воздуха в систему холостого хода, за подвод топлива, за смешивание смеси и т.д. Думаю вот на этой картинке вы сами все поймете:

  • Крышка карбюратора Ваз 2109. На крышке имеются: симметричный поплавок, жиклер эконостата, воздушные жиклеры холостого хода и т.д. Остальное смотрите на картинке ниже:

Карбюратор Ваз 2109 схема

  • Блок подогрева карбюратора;
  • Дроссельная заслонка первой камеры;
  • Патрубок для отсоса картерных газов;
  • Рычаг привода ускорительного насоса;
  • Кулачок привода ускорительного насоса;
  • Диафрагма ускорительного насоса;
  • Топливный жиклер эконостата мощностных режимов;
  • Корпус насоса;
  • Диафрагма эконостата мощностных режимов;
  • Запорный электромагнитный клапан;
  • Топливный жиклер холостого хода;
  • Крышка карбюратора;
  • Главный воздушный жиклер первой камеры;
  • Воздушная заслонка;
  • Распылители ускорительного насоса с клапаном подачи топлива;
  • Диафрагма пускового устройства;
  • Регулировочный винт пускового устройства;
  • Регулировочный винт количества смеси холостого хода;
  • Рычаг блокировки второй камеры;
  • Патрубок для подачи разрежения к вакуумному регулятору распределителя зажигания;
  • Регулировочный винт качества смеси холостого хода;
  • Сектор управления дроссельными заслонками;
  • Рычаг привода дроссельных заслонок;
  • Регулировочный винт открытия дроссельной заслонки первой камеры;
  • Рычаг управления воздушной заслонкой;
  • Шток пускового устройства;
  • Электрический провод концевого выключателя эконостата принудительного холостого хода;
  • Рычаг воздушной заслонки;
  • Главный воздушный жиклер второй камеры;
  • Эмульсионная трубка;
  • Распылитель главной дозирующей системы второй камеры;
  • Патрубок подачи топлива;
  • Патрубок слива топлива в бак(обратка);
  • Топливный фильтр;
  • Игольчатый клапан(Игла);
  • Дроссельная заслонка второй камеры;
  • Рычаг дроссельной заслонки второй камеры;
  • Главный топливный жиклер второй камеры;
  • Рычаг привода дроссельной заслонки второй камеры;
  • Поплавок с креплением.

Настройка карбюратора ваз 2109.

Настройка карбюратора, обычно, начинается с регулирования положения поплавка.

Порядок действий:
  • Запустите мотор и дайте ему возможность поработать в режиме холостого хода, примерно, 3 минуты.
  • Откройте капот и демонтируйте фильтр очистки воздуха
  • Отсоедините шланг, предназначенный для питания топливом карбюратора
  • Открутите все болты, на которых крепится верхняя часть карбюратора, и аккуратно снимите её.
  • Теперь возьмите штангенциркуль и замерьте в поплавковой камере высоту уровня топлива. Она должен составлять, примерно, 25,5 мм. Если уровень находится не в нормированной отметке, то нужно отрегулировать металлический поплавок воздействием на язычок специального кронштейна.
  • Произведите сборку всех узлов в обратной последовательности и повторите технологическую операцию до тех пор, пока уровень не придет в норму.

Теперь выполняется настройка пускового устройства. Все действия производятся при снятом карбюраторе.

Порядок действий:

  • Закрыть заслонку подачи воздуха, посредством поворота специального рычага
  • С помощью отвертки необходимо утопить стержень пускового устройства
  • Теперь замерьте зазор, который появился между стеной камеры и открывшейся заслонкой, сравните его с табличными данными своей модели карбюратора и, при необходимости, проведите его настройку. Чтобы это сделать, ослабьте специальную гайку, которая находится на ускорительном насосе и отверткой откручивайте или закручивайте регулировочный винт. При его откручивании зазор увеличивается, а при закручивании он должен уменьшаться.
  • Теперь произведите измерения зазора, образованного заслонкой первой камеры (обязательно при закрытой воздушной). Измерения должны соответствовать табличным данным. Если результаты измерения не соответствуют нормам, то регулировку производят посредством вращения винта настройки положения дроссельной заслонки.

В последнюю очередь, настраивается холостой ход. При настройке вам понадобится тахометр.

Порядок действий:

  • До полного упора на карбюраторе необходимо закрутить винт, отвечающий за качество смеси. Затем открутить на 3,5 оборота, запустить двигатель и включить вентилятор и дальний свет. Внимание! Подсос должен быть убран, а двигатель прогрет до номинальных значений!
  • С помощью винта, который предназначен для настройки количества смеси, выставите значение оборотов 750-800 об/мин.
  • С помощью винта установки качества подаваемой смеси установите самое максимально возможное число оборотов.
  • Теперь необходимо винтом количества создать 900 об/мин.
  • Винт качества, при этом, закручиваем до тех пор, пока обороты не опустятся до 800 об/мин/. Затем закрутите до тех пор, пока в работе мотора не появятся признаки неустойчивой работы, и выкручиваем винт на половину оборота.
  • Затем установите винтом количества число оборотов:
  • Летом обороты должны всегда поддерживаться в диапазоне 800-900
  • Зимой обороты должны составлять 900-1000

На этом регулировка карбюратора заканчивается. Правильно настроенный карбюратор должен добиться наиболее устойчивой работы мотора при самом наименьшем расходе топлива.