Замена мотора отопителя

С наступлением холодов вылезла очередная болячка классики — завизжал мотор отопителя. Появлялась эта проблема еще в прошлую зиму, только когда мороз был под -20°. А сейчас уже после простоя ночью, на утро, когда за бортом в пределах -3°, мотор сначала начинал визжать, а потом вовсе мог остановиться, и приходилось через нижнюю заслонку пальцем проворачивать крыльчатку. Всё это не очень приятно.

Многие с этим знакомы и знают, как «звучит» мотор на втулках, но видео приложу:

Сначала, конечно же, попробовал реанимировать старый мотор. Разобрал его, почистил и смазал втулки. Собрал, поставил назад. Вроде как помогло… но не на долго. А именно, на один день. На второе утро всё повторилось — снова «с толкача» включал вентилятор. Пришлось доездить до конца недели в таком режиме.

В выходной день проехал по автозапчастям, узнал цены на мотор на подшипнике. Интересно, что на мотор одной и той же фирмы цены были 775 рублей в одном магазине и 680 рублей в другом. В одном магазине вовсе сказали, что на подшипнике не бывает моторов. В общем купил мотор отопителя Ваз 2101-07, 2121 фирмы «Zоmmer» за 680 рублей, воздушный фильтр «Luxe» за 135 и пачку предохранителей в запас за 45 рублей.

Покупки

Покупки

Новый мотор немного меньше родного, корпус немного пониже. Крыльчатка на валу зажимается гайкой, в отличии от родного, где крыльчатка фиксируется стопорным кольцом.

Новый электровентилятор

Новый электровентилятор

Читал, что надо новый мотор сразу обслужить, забив смазки в подшипник, но вскрывать его я что-то не решился, да и вращался он вроде тихо, не гремел.

Фото в бортжурнале LADA 21074
Подшипник только в верхней части мотора, возле крыльчатки. Как писали на форумах мотор на подшипниках имеет только один подшипник — в верхней части мотора.
Фото в бортжурнале LADA 21074
Основание мотора, щеточный узел и просто втулка под вал. Втулка была сразу смазана.

В общем заменил мотор на новый, собрал всё назад и поставил на место. Заодно решил немного разобраться со «змеиной свадьбой» за бородой в машине. Слишком уж всё там жутко выглядело, да и просто надоело отлавливать все провода при сборке бороды назад.

Вот так всё выглядело около года назад и в течение года тоже (хорошо, что этого не видно):

Фото в бортжурнале LADA 21074
После покупки машины проводов немного добавилось, но ситуацию это не усугубило.

И после «уборки»:

Фото в бортжурнале LADA 21074
Подмотал все провода в небольшие жгуты, убрал скрутки синей, бесящей меня, изоленты. Вроде как теперь проводка выглядит немного поопрятней, да и не путаешься в ней, когда лезешь туда.

После окончательной сборки включил вентилятор отопителя:

Сразу скажу, что мотор на подшипнике не работает тише/громче/медленнее/быстрее старого на втулках, и поток воздуха от него точно такой же.

Что заметил из отличий: на подшипнике раскручивается и останавливается плавно, в то время как втулочный стартовал как бы с нагрузки (в момент включения перегружался, чтобы раскрутиться — на вольтметре был небольшой просад) и останавливается сразу после выключения. Ну и самое главное, что нет дикого визга по утрам.

Как снять вентилятор печки ВАЗ 2107.

И так, начнём с того, что снимем магнитолу, если она у Вас есть. Следующий шаг -снятие бороды. Последовательность действий для её снятия:

  1. Откручиваем 4 самореза полки, которая находится у ног с пассажирской стороны.
  2. Снимаем панель с часами и прикуривателем.
  3. Откручиваем две гайки на 10.
  4. Откручиваем два шурупа вкрученных в тоннель.
  5. Отсоединяем колодки от кнопок и борода снята.

Давайте покажу фотографии где и что нужно откручивать. Откручиваем четыре самореза, крепящие полку.

Саморез крепящий полку ваз 2107

Саморез крепящий полку ваз 2107

Саморез крепящий полку ваз 2107

Снимаем панель с часами и прикуривателем поддев её плоской отвёрткой с двух сторон и вытащив на себя.

ваз 2107 панель с часами

Отцепляем все провода от панели с часами и откручиваем две гайки на 10.

обратная сторона панели с часами ваз 2107

Теперь снизу, где расположены кнопки, со стороны смотрящей на задних пассажиров имеется пластиковая заглушка. Отковыриваем её плоской отвёрткой и видим два винта. Откручиваем их.

как снять бороду ваз 2107

Отсоединяем провода от кнопок и отодвигаем бороду в сторону, теперь её ничего не держит.

Борода снята ваз 2109

Вот и виден корпус вентилятора печки . Что бы его достать нужно сначала отсоединить боковые воздуховоды.

Боковые воздуховоды ваз 2107

Моторчик печки находится в нижней части корпуса. Чтобы его достать плоской отвёрткой аккуратно отсоединяем четыре железные скобки. При снятии скобок будьте внимательны! Они могут улететь и потеряться!

Скобка крепящая корпус печки ваз 2107 2106

ваз 2107 снять моторчик печки

После снятия скобок корпус печки просто вытаскивается на себя. Полностью вытащить корпус нам помешают провода идущие к моторчику печки. Отсоединяем их. Моторчик крепится к корпусу двумя железными скобками, отщёлкиваем их и всё готово! Можно производить замену вентилятора печки ВАЗ 2107.

Замена моторчика печки ВАЗ 2107

Как поставить моторчик печки ВАЗ 2107

Если перед вами стоит выбор: поставить дешёвый и на втулках или подороже но на подшипниках — выбирайте лучше моторчик на подшипниках, он немного тише втулочного и прослужит гораздо дольше.

Перед установкой нового моторчика убедитесь, что в втулках или подшипниках есть смазка, если её нет или мало, то втулки смазываются силиконовой смазкой, а подшипники обычным литолом.

Замена и сборка производится в обратном сборке порядке.

Замена вентилятора печки ВАЗ 2107 своими руками

В редких случаях у владельцев ВАЗ 2107 возникает необходимость заменить вентилятор печки. В отличие от других моделей, ВАЗ 2107 имеет более разветвленную систему обдува, следовательно, замена двигателя вентилятора несколько усложнена. Но не стоит отчаиваться, усложнена не означает невозможна. Просто замена потребует сделать несколько дополнительных телодвижений, только и всего.

Выполнение этой задачи потребует минимума инструментов и приспособлений:

  • Ключ на 7;
  • Ключ на 10;
  • Плоская отвертка;
  • Крестообразная отвертка;
  • Круглогубцы.

Для начала работы необходимо снятие панели приборов ВАЗ 2107. Без этого получить доступ к корпусу вентилятора отопителя не представляется возможным. Далее, последует снятие полки и вещевого ящика. Подготовительные мероприятия выполнены, можно переходить к выполнению основной задачи.

При помощи ключа на 7 отпускаем кожух тросика управления воздушными заслонками печки, снимаем петлю тросика с рычага.

Кожух и петля тросика рычага

Ключом на 10 откручиваем гайку крепления корпуса отопителя, правый и левый воздуховоды. Плоской отверткой очень аккуратно извлекаем  оба воздуховода из корпуса печки.

Откручиваем гайку

Извлекаем воздухоотводы

В случае повреждения одного из элементов системы обдува, следует их сразу же отремонтировать или поменять. Той же отверткой следует снять защелки, которые удерживают вентилятор на радиаторе печки.

Защелки, удерживающие вентилятор

Теперь можно извлечь вентилятор из корпуса отопителя, предварительно отсоединив клеммы проводов от резистора. Чтобы заменить двигатель, необходимо предварительно снять крыльчатку. Для этого круглогубцами снимаем стопорное кольцо и регулировочные шайбы. Крыльчатка теперь держится на валу только за счет плотной посадки. Аккуратно снимаем ее, стараясь не повредить лопасти, ведь замена крыльчатки не планировалась.

Крыльчатка

Плоской отверткой или круглогубцами выполняется снятие пружинных пластин, удерживающих вентилятор в корпусе.

Снимаем пластины

Можно вынимать его, предварительно продев провода питания через отверстия. Обычно при неисправном двигателе вентилятора просто выполняется замена на новый.

Выемка вентилятора

В редких случаях может возникнуть необходимость в его разборке, например, для чистки коллектора, смазки высохших подшипников.

Установка нового двигателя производится в обратной последовательности, как и сборка вентилятора, корпуса отопителя, системы воздуховодов. Перед установкой вентилятора, рекомендуется проверить его работоспособность путем подключения его напрямую к бортовой сети ВАЗ 2107. Это поможет избежать лишне работы на тот случай, если в схеме подключения была допущена ошибка или вам достался бракованный (нерабочий) вентилятор.

В разобранном состоянии открывается доступ к радиатору отопителя и крану ВАЗ 2107. Следует воспользоваться случаем и выполнить их осмотр и диагностику на предмет отсутствия повреждений, нарушения герметичности, признаков возможного выхода крана со строя. Это поможет избежать лишней работы, такой, как снятие панели приборов,  разборка и сборка корпуса печки и т.д. В случае обнаружения проблем с радиатором или краном, выполняется и их замена тоже.