Почему пропала зарядка на ВАЗ 2107 – ищем и устраняем неисправности
Отсутствие зарядки АКБ от штатного генератора – одна из серьезных неисправностей любого автомобиля. Вроде бы и двигатель в порядке, и ходовая, а уехать никуда не получится. В этой статье мы разберем основные причины, по которым нет зарядки на ВАЗ2107 инжектор, попытаемся найти и устранить неисправность своими руками.
Основные признаки неисправностей цепи зарядки АКБ
Прежде чем выяснять, почему пропала зарядка на ВАЗ 2107, отметим основные признаки этой неисправности. Их не очень много, и хотелось бы обратить особое внимание вот на какой момент: не любой из них может однозначно указать на то, что нет именно зарядки аккумулятора или зарядка слабая.
Не горит лампочка на панели приборов или, наоборот, лампа горит и не гаснет
При исправных цепях зарядки лампа контроля заряда АКБ горит при включенном зажигании и заглушенном двигателе, а после пуска последнего гаснет. Но может случиться и так, что лампа зарядки аккумулятора вообще не горит или горит постоянно независимо от того, работает двигатель или нет. В первом случае на карбюраторных автомобилях виной тому может оказаться как неисправность цепей заряда, так и ошибка индикации. К примеру, залипание контактов реле лампы или выход его из строя. Та же картина наблюдается и при нарушении контакта в колодках и проводке питания реле и лампы. При этом зарядка АКБ будет нормальной, что подтвердит вольтметр на панели приборов.
В ВАЗ 2101 инжектор постоянно горящая лампа контроля зарядки АКБ однозначно говорит о неисправности цепей зарядки.
Если лампа вообще не горит, то тут явная авария цепей индикации: лампочки, реле, проводки. При этом в карбюраторных модификациях зарядка может быть нормальной, а вот на инжекторе даже из-за сгоревшей лампочки будут проблемы. Ведь через нее течет начальный ток возбуждения, без которого генератор просто не запустится. Это будет отлично видно по показаниям все того же вольтметра.
У инжекторов есть еще один вариант состояния контрольной лампы. После пуска двигателя лампочка гаснет не полностью, а слегка светится. Такое поведение индикатора говорит о неисправности генератора – пробит один или несколько дополнительных диодов. В этом случае зарядка будет слабой или ее не будет вообще. Более подробно о причинах нарушения работы лампы контроля зарядки АКБ и способах их устранения можно прочесть в статье «почему горит значок аккумулятора на панели и как устранить проблему».
Стрелка вольтметра вышла из зеленого сектора
При запущенном двигателе и нормальной работе генератора стрелка вольтметра должна находиться в зеленом секторе. Если после пуска она «переползла» в красный, то у нас проблемы. Если тот красный сектор, что справа, значит, это перезарядка, если тот, что слева, – отсутствие зарядки.
Если стрелка упала в «0» и не шевелится вообще, то, скорее всего, неисправны сам вольтметр и цепи его питания. При подключенном, пусть даже сильно разряженном аккумуляторе исправный вольтметр никак не может показывать «ноль».
Нахождение стрелки в белом секторе, находящимся левее зеленого, указывает на постоянную недозарядку. Это тоже неисправность, причем серьезная.
Двигатель не запускается – аккумулятор разряжен
АКБ во время пуска двигателя тратит часть энергии, которая в процессе езды восполняется при помощи генератора. Если зарядка отсутствует или недостаточна, то после каждого пуска батарея разряжается все сильнее и в конце концов не сможет провернуть стартер. Если даже после длительной поездки стартер крутит с трудом или не проворачивает двигатель вообще, то вполне вероятно, что с цепями заряда что-то не так.
Характерный свист из-под капота
Причиной такого свиста обычно является ремень привода генератора. Причем свист обычно появляется или усиливается при резких сменах оборотов мотора, в сырую или морозную погоду. Это явный признак того, что ремень либо ослаблен, либо износился. В результате ремень проскальзывает по шкиву генератора, тот не в состоянии набрать нужных оборотов и не выдает необходимого для нормальной зарядки АКБ напряжения.
Причиной отсутствия зарядки может оказаться плохое натяжение ремня или его сильный износ
В некоторых случаях одновременно с этим может наблюдаться перегрев двигателя, поскольку этот же ремень вращает водяную помпу охлаждения.
Схема цепи заряда
Чтобы найти и устранить неисправность, необходимо четко представлять себе работу схемы узла зарядки аккумулятора. В зависимости от модификации и года выпуска схемы этого узла на ВАЗ 2107 несколько различаются.
На карбюраторной «семёрке»
На ВАЗ 2107 карбюратор устанавливался генератор Г-222. Причем модификации авто до 1986 года оснащались вольтметром и лампой контроля зарядки АКБ, а после 1986 года – только вольтметром. Соответственно, менялись и схемы. Изменения незначительны, но мы рассмотрим их все. Начнем с ВАЗ 2107 ранних годов выпуска.
На схеме цифрами обозначены:
- 1 – аккумулятор;
- 2 – генератор со встроенным выпрямительным мостом;
- 3 – реле-регулятор;
- 4 – монтажный блок;
- 5 – замок зажигания;
- 6 – вольтметр;
- 7 – лампа контроля зарядки АКБ;
- 8 – реле лампы контроля зарядки.
После включения зажигания напряжение с аккумуляторной батареи 1 через предохранитель F10 монтажного блока 4 поступает на вольтметр, на нормально замкнутые контакты реле 8 и через них на лампу 7. Поскольку обмотка реле обесточена, лампа горит. Одновременно это же напряжение через предохранитель F9 подается на реле-регулятор 3 и через него на обмотку возбуждения генератора 2.
Как только мы запустим двигатель, генератор начнет работу, напряжение в бортовой сети поднимется. Начнется зарядка АКБ и питание электроники от генератора. При этом обмотка реле окажется под напряжением, оно сработает, и лампочка контроля зарядки аккумулятора погаснет. На модификации ВАЗ 2107 выпуска 1986 года и позже, как было замечено выше, лампа контроля зарядки АКБ отсутствует, а значит, отсутствует и ее реле. Таким образом, схема несколько упрощается:
В остальном, алгоритм работы этой схемы тот же, поэтому рассматривать его отдельно не имеет смысла.
На инжекторной версии
На ВАЗ 2107 инжектор установлен более мощный генератор 5142.3771 или аналогичный. Схема цепей зарядки в автомобиле с инжекторным двигателем несколько иная, чем с карбюраторным. Причем она не менялась с самого начала выпуска этой модификации. Взглянем на рисунок ниже.
На схеме цифрами обозначены:
- 1 – аккумуляторная батарея;
- 2 – генератор со встроенными выпрямителем и реле-регулятором;
- 3 – монтажный блок;
- 4 – замок зажигания;
- 5 – вольтметр;
- 6 – лампа контроля зарядки АКБ.
Работает узел следующим образом. После включения замка зажигания 4 напряжение с АКБ 1 через предохранитель F10 монтажного блока 3 поступает на вольтметр 5 и лампу контроля зарядки 6. Второй вывод лампы соединен с реле-регулятором и обеспечивает начальную подпитку обмотки возбуждения генератора 2. При этом ток, протекающий через лампу, заставляет ее светиться.
После пуска двигателя генератор начинает вырабатывать напряжение, которое выпрямляется трехфазным выпрямительным мостом и поступает в бортовую сеть и на аккумулятор. Одновременно это же напряжение через дополнительные диоды, на которых собран простейший элемент, поступает на обмотку возбуждения напрямую, и генератор переходит в автономный режим. Начинается зарядка АКБ, поскольку реле-регулятор поддерживает напряжение в бортовой сети несколько выше, чем на клеммах батареи. По этой же причине все электронные блоки машины начинают питаться от генератора.
После пуска двигателя, если генератор работает исправно, напряжения на контактах лампы контроля уравниваются, и она гаснет, сигнализируя о нормальной зарядке АКБ.
Устраняем неисправности
Прежде чем начинать ремонт автомобиля, необходимо убедиться, что зарядка не идет именно по причине неисправности бортового оборудования, а не, к примеру, из-за изношенного аккумулятора или сильного окисления его клемм. Открываем капот, внимательно осматриваем клеммы. Наконечники на них не должны болтаться и быть покрыты белым налетом, похожим на снег. Если болтаются – подтягиваем. Если окислились – снимаем и чистим.
Если наконечники болтаются, то не просто подтягиваем их, а предварительно снимаем и чистим. Ведь в месте плохого контакта они наверняка окислились и подгорели.
Теперь берем мультиметр, выставляем на измерение постоянного напряжения до 20В. Запускаем двигатель, выставляем обороты около 1 000 об/мин. и измеряем напряжение на клеммах АКБ. Если его величина лежит в пределах 13.5-14.5 В, то все в порядке, АКБ заряжается как положено. Если ниже, придется выяснять, почему на нашей ВАЗ 2107 нет зарядки, и устранять неисправность.
Ниже мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся неисправности, вызывающие отсутствие заряда АКБ, и методы их устранения.
Проверьте натяжение ремня
Независимо от того, слышен из-под капота свист или нет, начнем с проверки натяжения ремня. Ведь он может проскальзывать и без лишнего шума. Для этого нажимаем на ремень с силой 10 кгс в двух точках: между шкивами водяной помпы и генератора и между шкивами коленчатого вала и водяной помпы.
В первом случае прогиб должен быть в пределах 10-15 мм, во втором – 12-17 мм. Если это не так, регулируем натяжение. Ослабляем фиксирующую гайку на регулировочной скобе генератора и при помощи монтировки сдвигаем генератор в нужную сторону. Затягиваем гайку и проводим повторное измерение.
Важно! Сила натяжения ремня должна быть в указанных пределах. Перетянутый ремень не лучше, чем ослабленный. Он быстро износится сам, износит шкивы и разобьет подшипники генератора и помпы.
Диагностика и замена реле-регулятора
Не заряжаться или перезаряжаться аккумуляторная батарея может из-за неисправности реле-регулятора. Если ключевой транзистор реле пробит, будет перезаряд. Если в обрыве – АКБ не заряжается вообще. На ВАЗ 2107 с генератором Г-222 регулятор напряжения, который многие называют «шоколадка», расположен на генераторе над блоком щеток.
На ВАЗ 2107 инжектор реле представляет собой единый со щетками ротора блок и выглядит несколько иначе.
Для проверки реле нам понадобятся маломощная автомобильная лампочка, к примеру, лампа габаритного света или освещения салона, и источник постоянного тока, способный изменять величину выходного напряжения от 12-13 В до 15-18 В. Начнем с карбюраторной модификации ВАЗ 2107. Снимаем реле-регулятор и собираем простую схему, приведенную на рисунке ниже.
Изменяем напряжение источника питания и наблюдаем за лампочкой. При напряжении источника ниже 14.2-14.5 В лампа должна гореть. Выше – погаснуть. Если лампочка ведет себя не так, регулятор неисправен. Проверка регулятора, устанавливаемого на ВАЗ 2107 инжектор, алгоритм проверки точно такой же, а схема будет выглядеть следующим образом:
Обрывы и короткие замыкания в проводке – где искать и что делать
Одно из самых слабых мест в схеме питания ВАЗ 2107 (да и любого другого автомобиля) – соединение силового провода с генератором. Устройство расположено низко и практически не защищено от воды и грязи. Даже если это соединение выглядит нормальным, имеет смысл его разобрать и осмотреть место контакта. Разбираем, осматриваем, при необходимости зачищаем, наносим любую густую смазку, лучше – специальную для контактов, но можно и солидол, технический вазелин и т. п., собираем. Смазка в дальнейшем предотвратит окисление, но не помешает нормальной работе электрических цепей.
Дополнительно осматриваем соединительные колодки питания генератора. Они обычно ножевые. Расстыковываем, смотрим, при необходимости чистим. Следующее слабое место – все соединительные колодки, которые присутствуют в схеме зарядки АКБ. Они могут располагаться прямо на жгутах проводов. Их также разъединяем, осматриваем, чистим, если нужно.
В остальном же проводка на ВАЗ 2107 ведет себя вполне корректно, но это не значит, что все это будет стоять вечно. Не ленимся, осматриваем соединения и сами провода. При необходимости прозваниваем, ориентируясь на электрическую схему (см. выше). Если где-то видим следы потертости или растрескивания изоляции, изолируем обычной изолентой или термоусадкой и устраняем причину этой самой потертости.
Проблемы с генератором
Генератор – механический узел и, естественно, со временем он изнашивается. Кроме того, поломку генератора могут вызвать внешние факторы: перегрузка по току, вода, грязь.
Перечислим причины, по которым генератор ВАЗ 2107 не дает зарядку:
- износ щеток;
- износ контактных колец ротора;
- пробой диодов выпрямительного моста;
- пробой дополнительных диодов (на ВАЗ 2107 инжектор);
- пробой обмоток.
Щетки
Для проверки состояния щеток их придется снять. При этом в карбюраторной модели предварительно придется демонтировать реле-регулятор. На инжекторе реле-регулятор снимется вместе со щетками. Снимаем защитную заднюю крышку генератора, затем блок. Внимательно осматриваем торцы щеток. Они должны быть гладкими, без задиров, сколов и выступать из корпуса не менее чем на 5 мм. В противном случае блок придется заменить.
Контактные кольца
Со временем вырабатываются не только щетки, но и контактные кольца ротора, подающие питание на обмотку возбуждения. Для того чтобы проверить их состояние, достаточно снять блок щеток и заглянуть в его посадочное гнездо. Сильную выработку колец не заметить просто невозможно.
Если узел в плохом состоянии, то его нужно заменить. Правда, для этого придется разобрать генератор, но провести самостоятельную замену вполне реально. Как заменить токосъемные кольца генератора, можно посмотреть на видео, представленном ниже.
Выпрямитель
Выпрямитель генераторов любой модели ВАЗ 2107 состоит из шести диодов, закрепленных на двойном подковообразном радиаторе, который одновременно является и токопроводом. Находится мост под задней крышкой генератора. Для того чтобы проверить диоды, необходимо отключить от них обмотки генератора, отвернув винты и отсоединив от диодов наконечники обмоток.
Отключаем, вооружаемся мультиметром, включенным в режим проверки диодов, прозваниваем каждый полупроводник. Если находим неисправный, меняем всю подкову, поскольку качественно заменить отдельный диод, намертво запрессованный в радиатор, довольно проблемно.
Дополнительные диоды
Эти диоды можно найти в генераторах, устанавливаемых на ВАЗ 2107 инжектор. Задача полупроводников – питание обмотки возбуждения. Найти их можно в блоке выпрямителя напаянными навесным способом. На фото выше один из дополнительных диодов отмечен зеленой стрелкой. Для того чтобы прозвонить эти диоды, выпаивать их не нужно, но обмотки от выпрямителя отсоединить придется (см. пункт выше). Если находим неисправный, просто выпаиваем его и меняем на аналогичный.
Обмотки
Основные неисправности рабочих обмоток и обмотки возбуждения следующие:
- обрыв;
- замыкание на корпус генератора;
- межвитковое замыкание.
Первые две проблемы выявляются при помощи обычного тестера, включенного в режим измерения малых сопротивлений. Отключаем обмотки от выпрямителя, вынимаем блок щеток. Прозваниваем все обмотки сначала на обрыв, потом на предмет замыкания на корпус. С межвитковым замыканием все не так просто – его практически невозможно выявить без специального оборудования.
Косвенным признаком межвиткового замыкания может служить перегрев генератора в процессе работы, но этот перегрев может быть вызван обычной перегрузкой, скажем, из-за замыкания в проводке.
Вот мы и разобрали возможные причины, по которым на нашей ВАЗ 2107нет зарядки. Теперь мы сможем решить подобную проблему самостоятельно. В этом нет ничего сложного.
Решение проблем с генератором
Последние 2 дня я искал причину отсутствия заряда от генератора. Итак, в чем была проблема: не горела лампа зарядки(вообще никогда) и не возбуждалась обмотка на генераторе. Прежде всего я попробовал отнести в магазин свой неработающий генератор по гарантий, но там меня послали, потребовав официальную бумажку о выбраковке с СТО(какое СТО, вы упоролись, это же таз). Отвез генератор мастеру на Фучика, он еще раз поставил генератор на стенд, и оказалось, что теперь идет ПЕРЕзаряд(3 дня назад заряда не было), оказалось, что виновен Реле-Регулятор. Его заменили, после чего генератор стал выдавать свои законные 14,5В.
Приехав домой, я поставил генератор на место, все подключил и обнаружил, что заряда все равно нет. Это меня очень расстроило, и я решил прибегнуть к помощи разбирающегося в электрике приятеля(респект, Серега). Перелопатив интернет, мы наконец нашли правильную и понятную схему цепи генератора. Еще раз прозвонив все провода и проверив массу, мы обнаружили, что не прозванивается провод от контрольной лампы заряда до контакта 61.
Весело, ничего не скажешь. Чтобы проверить нашу догадку, друг спаял вот такую приблуду:
После этого подключения зарядка пошла — наша теория верна.
Разбираем приборку и находим нужную колодку (самую большую):
После снятия приборки мы проверили лампы, которые у меня не горели(ближний свет, check engine и зарядка): контрольная лампа зарядки цела, а вот остальные под замену. Сходили в БИ-БИ и купить лампочки, клеммы и провод.
Протягиваем провод в том же месте, где идет основная коса (за бардачком).
Вставляем его к остальным проводам, идущим к генератору.
И ставим на него фишку. Затем на другой конец тоже ставим фишку и подключаем в колодку вместо бело-коричневого.
Что же, запускаем двигатель и проверяем:
Меняем перегоревшие лампочки, собираем приборку и проверяем их работу:
В итоге из-за одного поганого провода я потерял почти целую кучу времени и, возможно, зря купил новый генератор, старый надо будет собрать и проверить, может он еще жив. Как один провод из косы сумел перебиться для меня загадка…вытащить его и обследовать не представляется возможным, потому что коса плотно переплетена и замотана изолентой, да и в рот ему ноги.
Почему на ВАЗ 2107 нет зарядки?
Для без проблемной работы автомобиля нужно следить чтобы батарея должна быть полностью заряженной. Если вы заметили, что на ваз 2107 нет зарядки аккумулятора, проблему необходимо устранить максимально оперативно. Особенно, если водить машину приходится часто в ночное время суток и зимой. В это время разрядка происходит значительно быстрее. Иначе после точно придется воспользоваться помощью эвакуатора или буксира.
Причины отсутствия зарядки
При включении зажигания на реле-регулятор заряда АКБ подается напряжение, а вращающийся генератор вырабатывает ток. В вазе напряжение в сети поддерживается в уровне 13,6-14,1 вольт. Вне зависимости от количества оборотов двигателя, напряжение на выходе остается неизменным, за эту функцию отвечает реле зарядки ваз 2107. Устройство контролирует возбуждение обмотки якоря тем самым изменяя уровень выходного напряжения.
Исходя из этого, причины отсутствия зарядки могут быть следующими:
- Оборвался ремень генератора;
- Слабый ремень;
- Оборвана цепь генератора, возбуждения или между ними плохой контакт;
- Проблема в реле-регуляторе;
- Неисправен якорь (ротор) генератора.
Как определить уровень зарядки?
Первичный контроль об уровне зарядки на ваз 2107 осуществляется приборами на панели: контрольной лампы и вольтметра. Если заряд в норме, указательная стрелка будет находиться в области зеленого цвета, а лампа контроля при работающем двигателе должна тухнуть.
Чтобы более точно проверить уровень напряжения нужен вольтметр. Как уже было сказано ранее, правильный заряд — 13,6 — 14,1 вольт.
Можно приобрести специальный автомобильный электронный вольтметр или совмещенный с часами. Устанавливаемый как вместо штатных часов так и на торпеде.
Подготовка к устранению неисправностей
При обнаружении проблемы, приступаем к диагностике. Для начала приготовим инструменты.
Список инструментов:
- Мультиметр (вольтметр);
- Наждачная шкурка или надфиль;
- Ножик;
- Пассатижи;
- 12-ти вольтная контрольная лампа (контролька).
Приступаем к ремонту
Причин отсутствия заряда аккумулятора может быть несколько Приведенная ниже инструкция довольно универсальная и подойдет для любого случая.
Алгоритм устранения неисправности:
- Первым делом проверяем исправность ремня и его натяжку. Если он поврежден или слабо натянут то зарядка будет меньше нормы и в конечном итоге приведет к неисправности аккумулятора. Ремень также частично отвечает за работу охлаждающей помпы, так что его повреждение может стать причиной и других проблем.
Проблему определить можно по признаку, когда при заведенном двигателе напряжение в цепи питания укладывается в норму, но сразу после подключения нагрузки оно пропадает. Еще одним признаком слабого ремня может быть появление свиста. Он может появляться сразу после запуска мотора или при включении крупных потребителей тока, например таких как свет.
Это необходимо исправлять, так как плохо натянутый ремень во время работы механизма буксует, что ускоряет его износ. Его необходимо подтянуть на уровень прогиба 12 – 17 миллиметров при нажиме в 10 кгс, или заменить на новый;
- Что бы не терять время зря и не сделать ложных выводов нужно проверить напряжение на аккумуляторе при остановленном двигателе и заведенном. Нормальное напряжение питания машины при пущенном двигателе, должно составлять 13,6 — 14,1 вольт. Напряжение ниже этого будет говорить о слабом ремне (пункт 1), неисправности реле регулятора или вышел из строя диодный мост.
- В случае, если с ремнем все в порядке снимаем реле зарядки и смотрим износ щеток. Они должны быть длиннее 5-ти миллиметров, это видно и визуально, но для надежности проверьте линейкой. При их неисправности замените реле зарядки ВАЗ 2017.
Проверить реле можно подав на него напряжение аккумулятора до 12 вольт и подключив к щеткам мультиметр. Должно появиться напряжение. Далее необходимо подать на реле напряжение в 16 — 18 вольт. На щетках не должно быть ничего;
- Следующая причина по которой пониженное напряжение обрыв одного или нескольких диодов. Выявляется при снятии и разборке генератора.
Хуже когда происходит пробой диода, тогда падения напряжения нет, но влияние на аккумулятор это оказывает пагубное. В цепь питания машины попадает переменное напряжение, что приводит к кипению АКБ, разрушению пластин и снижению срока его службы.
- Если не горит зарядка аккумулятора ваз 2107, а точнее –контрольная лампа на панели приборов, при том, что вольмер показывает нормальное напряжение и на фоне всего этого зарядки нет – значит проблема кроется в контакте на клеммах. Чтобы то исправить, необходимо отсоединить провод и произвести чистку наждачной бумагой или надфилем и проверить целостность провода от АКБ до генератора.
- Еще одно причиной по которой вообще не светится лампа заряда аккумулятора — это обрыв обмотки якоря. Определить можно только после разборки генератора и измерив обмотку на обрыв, контролькой или мультиметром.
Ниже приведена схема зарядки аккумулятора ВАЗ 2107:
Иногда она пропадает не из-за неисправности електрики, а по вине погоды. Проблемное время весна и осень, когда при движении по лужам пропадает зарядка, вплоть до загорания лампочки. Восстанавливается не сразу, а спустя некоторое время даже в несколько минут. Виной всему попадание воды на ремень, при этом защита не поможет.
Время пропадания заряда зависит от износа ремня и его натяжки. Естественно, чем сильнее натянут ремень бем лучше. Если установить ДХО, то нагрузка на генератор станет меньше и падение тока не будет столь значительным.