Не так давно в БЖ моей машины была запись с заголовком «Шипит вакуумник». Ну раз уж зашипел, то надо менять, деваться некуда, это же тормоза как-никак! После того ка он начал шипеть, тормоза стали неадекватными: иногда педаль проваливалась от легкого нажатия, а иногда приходилось давить с большим усилием! А оно мне надо так ездить? Ну короче поехал я вчера на авторынок, да и купил это чудо! Теперь хочу рассказать как я его менял!
Для замены вакуумного усилителя мне понадобился вот такой набор головок:
Откуда я брал всего 2 головки: на «13» и на «17». Так же очень полезной вещью оказался карданчик, т.к. открутить кронштейн крепления вакуума от кузова — занятие не самое удобное, но об этом позже! 🙂 Теперь приступим непосредственно к замене.
Первым делом я отцепил от педали тормоза шток, который торчит из вакуумного усилителя.
Затем полез под капот и открутил тормозной цилиндр от вакуумника.
Где-то читал, что мол надо будет и все трубки от тормозного цилиндра открутить, что бы вакуумник можно было легче снять. Я это делать не стал, т.к. после откручивания трубок, пришлось бы прокачивать тормоза. А оно мне надо? Я поступил иначе. 3 из 4х трубок, идущих от тормозного цилиндра, прикручены к кузову, из-за них мы и не можем снять цилиндр с вакуума. Если открутить всего одну гайку на «10», цилиндр спокойно слезет с вакуума и не будет нам мешаться при демонтаже.
После после того как мы отодвинули в сторону мешающий нам тормозной цилиндр, отсоединим шланг идущий от впускного коллектора до клапана на вакуумном усилителе.
Теперь нам предстоит самое интересное — открутить кронштейн крепления вакуума от кузова… Сначала я думал, что подкинул себе работы на весь день и пол ночи… Ан нет! Полез я в набор головок и нашел там чудесную вещь — карданчик! С ним, снять и поставить вакуумник — получасовое дело! Вакуумник прикручен к кузову четыремя гайками на «13».
Вот их расположение на кузове при снятом вакуумнике:
Короче открутил я его… Но этого было мало! Что бы вынуть его из-под капота, пришлось откручивать распорку стоек — мешалась она немного.
Ну все, вытащил его! Теперь нам нужно переставить кронштейн крепления со старого усилителя на новый. Ну тут все очень просто, всего 2 гайки на «17» открутить надо.
Ну а теперь остается только выполнить установку, выполнив все действия в обратном порядке! Не стесняемся задавать вопросы. Я может что-то упустил, про что-то забыл!
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов Ваз 2114 и ремонт
ВУТ (вакуумный усилитель тормозов) – для комфортной и безопасной езды вещь незаменимая. Как свидетельствуют исследования, данная деталь позволяет снизить усилия, необходимые для эффективного экстренного торможения почти на 200% (с 13 кг до 7кг при замедлении 6 м/с).
На сегодняшний день рынок автомобильных запчастей изобилует ВУТами для ВАЗов (стоит упомянуть, что представленная в статье информация применима для ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113) от самых разных производителей – от дешевых китайских моделей сомнительного качества, до весьма дорогостоящих моделей. В целом, ВУТ более-менее приемлемого качества обойдется вам порядка в 1 тыс. рублей.
Мы смело можем рекомендовать к покупке вакуумники «СПОРТ» от Политех-Авто (Тольятти), качество которых проверено многочисленными автолюбителями. Гарантийный срок службы таких ВУТов составляет один год, на практике же, они служат гораздо дольше. Как свидетельствуют отзывы, замена ВУТ на ВАЗ не требуется около 3-4 лет.
Из этой статьи вы узнаете, как поменять вакуум на ВАЗ 2114 своими руками, не тратя, при этом, деньги на услуги СТО.
Признаки неисправности и проверка вакуумного усилителя тормозов ваз
Как только у вас возникли какие-либо сомнения по поводу того, исправен ли вакумник, необходимо сражу же проверить вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2114. Стоит отметить, что тормоза являются одной из ключевых систем любого автомобиля, от которой непосредственно зависит жизнь и безопасность вас и ваших пассажиров, поэтому, никакая халатность и безответственность тут не допустима.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов, которые свидетельствуют о том, что вакуумник на ВАЗ поломался, следующие:
- Необходимость прикладывания большего, чем было раньше, усилия для нажатия тормозной педали;
- Ухудшения эффективности торможения автомобиля при аналогичном давлении на педаль.
Как только какой-либо из этих факторов проявляется, тут же приступайте к проверке запчасти. Для этого необходимо заглушить мотор и с достаточным усилием несколько раз нажать тормозную педаль, после чего остановить её на середине амплитуды движения (нога фиксирует педаль), и повторно заведите мотор.
В случае, если вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2114 исправен, то педаль сама немного провалится в низ, если же вакуумник вышел из строя – педаль останется в неизменном положении.
После определения проблемы необходимо выяснить, что именно не так с вакуумником. Для этого требуется произвести его визуальный осмотр.
В целом, осмотр выполняется по следующим пунктам:
- Вакуумник проверяется на предмет герметичности соединения обратного клапана и патрубка;
- Проверяется целостность фиксирующих фланцев;
- Возможна ситуация, когда вследствие износа в местах изгибов растрескались патрубки, об этом свидетельствуют характерные мокрые следы на их поверхности;
- Нередко основной причиной выхода вакуумника из строя являются повреждения хвостовика – проверьте защитный колпачок на уплотнителе, он не должен присасываться. Снимите колпачок и заведите мотор, если после прокачки хвостовика слышно шипение – проблема в нем.
Необходимые инструменты для работы
По завершению диагностики, когда необходимость замены детали очевидна, прежде чем приступать к работе необходимо подготовить требуемые для замены инструменты и запчасти.
В первую очередь приобретите новый вакуумный усилитель тормозов на ВАЗ 2114, также мы рекомендуем заодно заменить и соединительный шланг, если на нем заметны какие-либо следы износа.
Замена вакуума на ВАЗ 2114 требует наличия следующих инструментов:
- Пассатижи;
- Рожковые и торцевые ключи диаметром 10, 13 и 17 мм;
- Отвертка.
Смотрите на состояние заглушек и штуцеров, возможно, потребуется заменить и их, так что при покупке необходимых материалов не забудьте об их приобретении.
Ремонт и замена вакуумного усилителя тормозов своими руками ваз
Сразу стоит прояснить, что сама замена вакуумного усилителя ВАЗ 2114 не представляет собою ничего сверх сложного, и её, при наличии вышеуказанных инструментов и полутора-двух часов свободного времени, без проблем можно выполнить в домашних условиях, так что для того, чтобы выполнить ремонт вакуумного усилителя тормозов, на СТО обращаться не обязательно.
Рассмотрим замену вакуумника на четырнадцатой своими руками поэтапно:
- В первую очередь необходимо демонтировать шток, что соединяет вакуумник и тормозную педаль. Это, как правило, никаких неудобств не вызывает – просто подковырните стопорную пластинку ножом, либо отверткой, и выкрутите фиксирующий элемент;
- Далее, открываем капот и переходим к моторному отсеку. Нам необходимо рассоединить ТЦ (цилиндр тормоза) и вакуумник. Делается это торцевыми, либо накидными ключами, в зависимости от того, какие соединения использовались для фиксации (как правило, обычные гайки).Тут есть один сомнительный вопрос, решать который придется именно вам: дело в том, что можно сделать по разному – отсоединить заодно все трубки от тормозного цилиндра, что несколько облегчит снятие ВУТа, так как ничего не будет мешать процессу, однако впоследствии потребуется заново прокачивать тормоза. Либо оставить их на месте, и попытаться снять ВУТ открутив лишь гайку на 10 мм, которой трубки фиксируются на внутренней поверхности кузова.
- После того как ТЦ отодвинут в сторону, нам требуется снять шланг, который соединяет ВУТ и коллектор;
- Далее, снимаем вакуумник с крепления к стенке кузова, он прикручен гайками 13-мм, так что для демонтажа нам потребуется соответствующий ключ;
- Снимаем усилитель вместе с кронштейном, на котором он закреплен. Как свидетельствуют отзывы, в редких случаях, чтобы вынуть ВУТ может потребоваться открутить распорку стоек;
- Теперь вам необходимо лишь установить новый ВУТ, по аналогичному алгоритму в обратной последовательности.
Стоит сказать, что вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113 меняется аналогичным образом, так что данная инструкция применима и для этих автомобилей.
Самостоятельная замена вакуумного усилителя на ВАЗ 2114
Для начала нужно разобраться, чем вообще таким является этот вакуумный усилитель.
- Это кожух, внутри которого располагается клапан. Элемент конструктивно делится на две части, которые разделены прослойкой из резины — диафрагма;
- Одна часть усилителя является атмосферной, а вторая вакуумная — она соединяется с впускной трубой от силового агрегата;
- Клапан усилителя — это кожух из пластика, внутри которого располагаются основные элементы, которые подвержены износу. Как раз из-за них нарушается работа коробки передач. Если быть точнее, КПП начинает дребезжать;
- Состав клапана такой — на втулке расположен шток, соседствующий с буфером и поршне. Еще там есть сам клапан на толкателе и пружинах возврата с фильтром.
Как он работает
Прежде чем приступать к ремонту или замене тот или иного узла, агрегата, нужно разобраться, как он функционирует.
Работает вакуумный усилитель следующим образом:
- Водитель нажимает на педаль тормоза до упора в пол;
- Одновременно с этим поршень и толкатель сдвигаются, открывая пространство между двумя секциями устройства;
- После этого в образованное пространство продвигается вакуумная секция и забирает весь воздух;
- Воздух давит на заслонку между частями усилителя, из-за чего возникает разница давления в двух частях;
- Разница давления приводит к тому, что смещается шток и клапан;
- Когда педаль опускается, все элементы возвращаются на места, система отключается.
Принять решение относительно ремонта или замены вакуумного усилителя можно только на основе проведенной проверки. Выполнить инспекцию устройства вполне можно своими руками.
Проверка работоспособности
Данная инструкция будет актуальна при проверке вакуумного усилителя на моделях ВАЗ от 2113 до 2115. Так что методика явно универсальная.
- Нажмите на педаль тормоза до упора в пол около 4-5 раз. При этом двигатель должен быть не заведен, За счет этих нажатий вы создадите одинаковое давление в двух секциях вашего вакуумного усилителя. Клапан сообщит о проблемах сразу, как только вы начнете давить на педаль. Если в процессе нажатий вы услышите скрипы, это говорит о серьезных неисправностях.
- Сделав давление равномерным, заведите двигателя, удерживая при этом педаль тормоза в полу. Если система усиления тормозов исправна, тогда педаль сама поднимется после того, как будет заведен мотор. Если подобного не случилось, тогда вам обязательно придется столкнуться с ремонтными работами.
- Если проверка показала наличие проблем с усилителем, не забудьте дополнительно проверить качество крепления шланга и состояние фланца. Когда крепление имеет отклонение от нормы, это может сказываться на отсутствии подъема педали тормоза.
Иногда плохо зафиксированный крепеж становится причиной достаточно дорогого и на самом деле ненужного ремонта или замены вакуумного усилителя. Проведите предварительную проверку, чтобы самому себе не усложнять жизнь.
Когда менять усилитель
Тормоза представляют собой целую систему, которая состоит из множества элементов. Каждый из них должен функционировать правильно и эффективно.
Помимо проверки самого вакуумного усилителя, следует проинспектировать состояние патрубков тормозной жидкости, убедиться в отсутствии протечек тормозного раствора, посмотреть текущее состояние педали тормоза.
Если в системе торможения неисправности не были обнаружены, можно детальнее подумать над вопросом замены вакуумного усилителя.
Ремонтировать элемент не имеет никакого смысла. Проще сразу заняться заменой. От качества и своевременности проведенных работ зависит функциональность автомобиля и мощность, которую способен выдавать ваш двигатель. Недостаток мощности негативно сказывается на скорости движения и комфорте передвижения по городу и за его пределами.
Замена
Для замены вакуумного усилителя вам потребуется определенный набор инструментов и материалов. В него входят:
- Набор отверток;
- Пассатижи;
- Накидной ключ на 13 и 17 миллиметров;
- Специальный ключ для тормозных трубок;
- Новые заглушки;
- Новые штуцеры.
Приступаем непосредственно к работе.
- Демонтаж вакуумного усилителя может быть осложнен из-за тормозного цилиндра. Потому советуем его снять предварительно. Другой вариант — отсоединить от тормозного цилиндра патрубки и сдвинуть в сторону на время. Тут уже сами решайте, как вам удобнее.
- Цилиндр является не главной проблемой. Тяжело справиться с креплением вакуумного усилителя. Просто делать это не очень удобно. Такая уж конструкция у ВАЗ 2114.
- Начните с клапана — уберите от него крепежи шланга, извлеките опорную втолку, после чего вы сможете вытащить палец тормоза.
- Далее с помощью ключа на 13 миллиметров демонтируются все четыре крепежа вакуумного усилителя.
- После всех неудобств проведенной работы, можно будет снять элемент и приготовиться ставить на его место новый усилок.
- Для этого вам придется установить специальную крепежную раму. Закручивается рама ключом на 17 миллиметров, после чего устанавливается новый компонент внутрь авто.
- Если вы хотите максимально возможно облегчить самому себе работу, не забудьте в первую очередь при обратной сборке соединить педаль тормоза с усилителем с помощью пальца. Уже после этого намного легче справиться с обратной установкой вакуумника на место.
Выполняя замену вакуумного усилителя, обязательно одновременно с этим поменяйте старый вакуумный шланг. Этот элемент далеко не вечный, потому по мере износа он будет негативно влиять на качество и эффективность работы нового вакуумника.
Цена вопроса
Во много ценники зависят от конкретного региона и магазина. Но постараемся вас сориентировать по средним ценникам на сегодняшний день.
Элемент/услуга | Стоимость |
Новый усилитель среднего уровня | около 2000 рублей |
Новый вакуумник хорошего качества | от 3000 рублей |
Замена усилителя на СТО | от 1000 рублей |
Приготовьтесь к тому, что на СТО вам могут предложить целый ряд сопутствующих услуг. Нужны ли они на самом деле — вопрос очень спорный. В любом случае, лучше научиться разбираться и ремонтировать авто своими руками, нежели тратить огромные деньги на далеко не всегда очень качественный ремонт на автосервисах.