Я думаю многие из автовладельцев не имеют гараж, а соответственно и возможности производить полноценную разборку определенного узла для его замены или ремонта. Именно по этой причине приходится придумывать не стандартные способы ремонта или замены деталей, при этом не производить полную разборку.
Недавно у меня потек радиатор отопителя (печки), и чтоб к нему добраться необходимо полностью откручивать приборную панель. Но не имея гаража делать этого совсем не хочется. Изучая большое количество информации в интернете я нашел отличный и главное простой способ, как можно поменять радиатор печки.
Откручиваем несколько болтов
После того, как болты будут откручены у приборной панели появится свободных ход, который позволит отодвинуть торпеду и добраться к самому радиатору.
Сливаем АНТИФРИЗ / ТОСОЛ
Потом откручиваем три самореза, которые держат сам радиатор и вытаскиваем его.
Данный способ помог мне сэкономить много времени и не понадобилось производить полную разборку приборной панели, что не может не радовать.
Неудобные конструкторские решения
Автомобили ВАЗ-2114 и 2115 — это вполне современные и довольно популярные автомобили эконом-сегмента.
Но в этих машинах, как и в большинстве новых моделей, есть не очень приятная особенность.
Повышая комфортность салона и компоновку передней панели, конструкторы значительно усложняют обслуживание системы отопления.
Радиатор печки в этих автомобилях оказывается спрятанным глубоко под панелью и добраться до него не так-то просто.
Но радиатор отопления — довольно уязвимый элемент системы охлаждения. А если ухудшился обогрев салона, более чем в половине случаев проблемы связаны с теплообменником.
И все это при том, что сам элемент практически не ремонтируется и часто просто заменяется.
Основные причины замены
Причин, по которым может потребоваться замена радиатора системы внутреннего отопления, не так много. Один из них — аспект потери.
Теплообменники изготавливаются из цветных металлов: меди или алюминия.
Постепенно эти металлы окисляются под действием жидкости, что приводит к появлению трещин, через которые выходит теплоноситель.
Вторая причина замены радиатора печки — засорение труб загрязняющими веществами. Охлаждающая жидкость, циркулируя по системе охлаждения, смывает продукты коррозии, мелкие частицы и т.д.
Кроме того, жидкость не может содержать их сама по себе, и эти загрязняющие элементы откладываются на поверхностях, в том числе на радиаторе печи.
В результате сначала система отопления теряет свою эффективность, а позже (в случае сильного загрязнения) просто перестает работать.
В некоторых случаях блоки радиатора можно удалить, промыв их химическими веществами.
Но если засор труб сильный, то удалить заглушки от грязи можно только механическим способом. А сделать это можно только при снятом радиаторе.
Прежде чем приступить к разборке, следует сначала убедиться, что проблемы возникли с радиатором.
Поэтому потеря этого элемента проявляется появлением следов антифриза на полу салона.
Но такой же результат может дать повреждение патрубков радиатора или потеря герметичности в месте их соединения с теплообменником.
Между ребрами охлаждения забиваются пыль, пух, листва, остатки насекомых, поэтому передача тепла воздуху затруднена.
Но в этом случае выявить проблему очень просто — включаем вентилятор печки на полную мощность и проверяем поступление воздуха из дефлекторов.
Если он не прочный, следует очистить радиатор, что также невозможно эффективно выполнить без снятия элемента.
В общем, перед тем, как снимать радиатор печки, необходимо убедиться, что причина плохого обогрева салона скрыта. А для этого придется практически полностью проверить систему охлаждения.
Способы замены радиатора
Снять радиатор печки на ВАЗ-2113, 2114, 2115 можно двумя способами. Первый предполагает полное снятие передней панели, которая необходима для доступа к теплообменнику.
Обратите внимание, что полная разборка — понятие условное, так как сама панель не снимается с автомобиля, а только отделяется от кузова, что позволяет перемещать ее и таким образом приближать к радиатору.
Также вам нужно будет переместить саму торпеду.
Второй способ — без снятия панели. Но он подходит не всем, так как для обеспечения доступа необходимо в некоторых местах сделать надрезы, чтобы можно было прогнуть нижнюю часть панели в районе расположения теплообменника.
Недостатком первого способа является трудоемкость работы, так как придется откручивать множество креплений и отсоединять проводку, что вполне подходит для панели.
Что касается второго способа, то сама панель, по сути, будет повреждена, хотя порезана в местах, скрытых от глаз.
Но поскольку радиатор печки может протечь в любой момент, удобство доступа очень важно, поэтому второй способ предпочтительнее.
Но прежде чем приступить к операции снятия и замены, необходимо предварительно выбрать новый теплообменник.
вы можете приобрести заводской радиатор печки, каталожный номер 2108-8101060. Но и аналогичные продукты DAAZ, Luzar, Fenox, Weber, Termal вполне подходят».
Что касается материала, то рекомендуется использовать медные теплообменники, но они намного дороже алюминиевых. Хотя это не для всех, многие люди используют изделия из алюминия и остаются вполне довольными.
В общем, главное, что радиатор разработан специально для этих автомобилей.
Далее мы рассмотрим, как снять радиатор системы внутреннего отопления на примере ВАЗ-2114 и как это делается разными способами.
Меняем без снятия панели
Но какой бы метод не использовался, сначала необходимо слить охлаждающую жидкость из системы. Поэтому вам нужно будет заранее запастись антифризом в нужном количестве.
Для начала рассмотрим способ замены без снятия панели. Как уже было сказано, для этого придется кое-где сделать надрезы.
- Набор отверток разной длины;
- Тряпки.
- Полотно по металлу;
- Плоская емкость для слива остатков охлаждающей жидкости из радиатора;
Подготовив все и слив охлаждающую жидкость из системы охлаждения, можно приступать к работе:
- Снимаем перчаточный ящик (бардачок) с панели, для чего необходимо открутить 6 винтов его крепления;
- Снимите боковые накладки на центральной консоли;
- Тканью по металлу делаем необходимые пропилы: первый пропил вертикальный, делаем на внутренней стенке панели возле центральной консоли (за металлической планкой бардачка). И здесь нужно сделать два разреза.
Второй разрез — горизонтальный, проходит вверху по задней стенке проема под перчаточный ящик.
Третий тоже вертикальный, но не проходной. Выполняется справа на задней стенке нижней полки панно;
- После всех разрезов часть панели вместе со стеной можно откинуть назад, чтобы получить доступ к радиатору. Складываем эту деталь и фиксируем;
- Откручиваем ближайший кронштейн крепления троса управления люком системы отопления и отводим трос в сторону;
- Ослабляем хомуты патрубков подвода теплоносителя к радиатору. В этом случае необходимо заменить подготовленную емкость под местами подключения, так как из теплообменника вытекает жидкость. Снимаем трубы;
- Откручиваем три винта крепления радиатора, снимаем и сразу осматриваем.
Затем заменяем теплообменник, закрепляем в гнезде, подсоединяем к нему патрубки и фиксируем хомутами. Чтобы трубочки легко вставлялись, смажьте их мылом.
На этом этапе работы систему охлаждения необходимо наполнить жидкостью и выгнать для удаления воздушных карманов.
После этого остается убедиться, что стыки труб с радиатором не протекают, а заслонка и кран соединены без ошибок.
После этого остается вернуть вырезанную часть панели на место и закрепить. Для этого можно использовать саморезы и пластины.
Главное закрепить в нескольких местах, чтобы в дальнейшем вырезанная деталь не двигалась при перемещении. Используйте герметик или силикон.
Этот способ удобен тем, что при повторной замене радиатора (что вполне возможно) проделать всю работу будет очень легко — достаточно снять ящик для хранения и открутить несколько саморезов.
К тому же все разрезы сделаны в таких местах, что после сборки панели и установки бардачка они не будут заметны.
Меняем со снятием панели
Для тех, кто не хочет повредить панель, подойдет метод, предполагающий ее снятие.
В этом случае вам понадобится тот же инструмент, о котором говорилось выше, за исключением пильного полотна по металлу.
Здесь главное иметь под рукой как можно больше отверток Phillips разной длины.
А дальше делаем все так:
- Снимите боковые панели центральной консоли (см. Выше);
- Разбираем ящик для хранения;
- Снимите облицовку центральной консоли. Для этого снимаем наконечники ползунков управления системой отопления и «крутилку» включения вентилятора печки. Вытаскиваем магнитолу. Откручиваем винты крепления обшивки: вверху на центральной консоли (скрыта заглушкой), над панелью приборов (2 шт.) И под ней (по обе стороны от рулевой колонки);
- Снимите верхнюю часть кожуха рулевой колонки;
- Оттягиваем крышку консоли. Отсоединяем от него все колодки с проводкой, предварительно отметив маркером место, где она была (фото можно сделать). Далее полностью снимаем крышку;
- Откручиваем винты крепления панели к кузову (по два винта с каждой стороны возле дверей);
- Откручиваем саморезы, удерживающие металлический каркас для крепления ЭБУ (вверху под панелью и внизу у пола);
- Откручиваем винты, расположенные над рулевой колонкой;
- После этого панель поднимается и направляется к себе;
- Подносим панель к себе, затем просим помощника или приподнимаем ее высоким домкратом, чтобы обеспечить доступ к радиатору. Можно временно поставить какой-то акцент;
- Отсоединить шланги радиатора (не забыв заменить емкость для сбора остатков охлаждающей жидкости);
- Откручиваем три крепежных винта и снимаем теплообменник.
После этого остается только поставить новый элемент и собрать все обратно.
- Чтобы надежно зафиксировать стыки труб с радиатором, хомуты необходимо заменить на новые;
- После установки нового теплообменника и подсоединения к нему патрубка необходимо сразу проверить герметичность соединения, заливая систему охлаждения антифризом. И только убедившись в отсутствии протечек, можно поставить панель на место.
- Не лишним будет смазать стыки термостойким герметиком;
Как видите, второй способ более трудоемкий, но сама панель остается целой.
Кроме того, с помощью этого метода на этапе сборки все стыки панели с корпусом можно покрыть герметиком для устранения скрипов.
В целом оба метода хороши, но у каждого есть свои достоинства и недостатки. Поэтому какой из них использовать — решать самому владельцу машины.