Датчиком положения распределительного вала комплектуются все инжекторные автомобили ВАЗ. Подобное устройство осуществляет фазированную подачу топлива в 8 клапанных моделях ВАЗ-2115. В статье будут раскрыты принципы работы этого узла, неисправности, способы проверки и замена.

датчик фаз

Датчик распределительного вала

ДПРВ иначе называют датчиком фаз. Основная задача этой детали — точное определение положения вала в момент работы двигателя. Определение основано на взаимодействии с зубчатым маховиком двигателя. У маховика отсутствуют 2 зуба на внешней кромке. Именно на этот пробел реагирует ДПРВ. Проходя момент разрыва, датчик подает сигнал блоку управления. БЭУ расценивает сигнал как определение точного положения коленвала, а также поршневой группы, и осуществляет впрыск топлива в камеру сгорания.

схема

Признаки неисправности

Датчик фаз автомобиля ВАЗ-2115 является основным узлом в определении момента зажигания. Он отвечает за точный момент впрыска топлива.

В случае неисправности этого узла, происходит следующее:

  • увеличивается расход топлива;
  • возникают проблемы при пуске холодного двигателя;
  • пропадает динамика и разгон с места;
  • пропадает устойчивость холостых оборотов.

Подтвердить неисправность ДПРВ может приборная панель, оповестив кодом ошибки:

  1. 0340 означает отсутствие сигнала с ДПРВ. Причиной может стать неисправность самого датчика или электрической проводки.
  2. 0343 означает повышенный сигнал, подаваемый БЭУ. Причиной может быть окисление или повреждение одной клеммы.

Для того чтобы эксплуатировать автомобиль в полной мере его возможностей, необходимо четко следить за состоянием узлов, отвечающих за зажигание и подачу топлива.

Способы проверки

ДПРВ автомобиля ВАЗ-2115 находится под воздушным фильтром, установлен вблизи головки цилиндров. Для того чтобы проверить его работоспособность, необходимо снять гнездо электропитания, и демонтировать деталь.

Визуальная проверка

Первый способ проверки работоспособности ДПРВ заключается в обычном внешнем осмотре. Причины неисправности бывают следующие:

  1. Трещины и сколы на корпусе могут быть причиной возникновения пробития. Требуется полная замена детали.
  2. Окисление или обрыв контактов в соединительном гнезде является причиной отсутствия соединения между ДПРВ и БЭУ. Очистка контактов устранит проблему.

Проверка мультиметром

Для того чтобы проверить датчик фаз мультиметром, необходимо:

  1. Демонтировать деталь.
  2. Подключить клеммы мультиметра к 1 и 3 клеммам датчика.
  3. Установить прибор в положение определения сопротивления.
  4. Подвести к наконечнику ДПРВ металлическую отвертку или нож.

Проверка мультиметром

Устройство должно отреагировать на металл, а мультиметр показать рабочее сопротивление детали. Отсутствие реакции говорит о повреждении.

Проверка вольтметром

Для проверки необходимо:

  1. Демонтировать деталь без снятия токоведущего гнезда.
  2. Включить зажигание.
  3. Подключить клеммы вольтметра к клемме 1–3.
  4. Подвести металлический предмет к наконечнику детали.

Проверка вольтметром

Исправная деталь должна среагировать на металл и выдать напряжение от 0.7 до 0.9 В. Высокие показатели или их полное отсутствие указывают на повреждение.

Замена

Заменить поврежденный датчик положения распределительного вала очень просто. Для этого потребуется:

  1. Дать двигателю остыть в течение часа.
  2. Снять с аккумулятора клемму «−».
  3. Вынуть гнездо электропитания.
  4. Открутить крепежный болт.
  5. Вынуть датчик из отверстия.

Установку новой детали следует проводить в обратном порядке. После завершения замены, требуется запустить двигатель, прогреть, выполнить пробную обкатку автомобиля.

Долговременную и надежную эксплуатацию автомобиля могут обеспечить только оригинальные запасные части. Оригинальные датчики фаз на автомобиль ВАЗ-2115 имеют заводской артикул 550488 (для 8 клапанных моделей).

Видео по теме

Замена датчика распредвала\фаз

Сегодня дошли руки заменить этот датчик фаз)
Все началось еще летом, начал периодически загораться “Чек” и подумал купить БК чтоб деньги на диагностику не тратить, после покупки БК я и узнал что канифолит мозги датчик фаз.

Датчик фаз, это такая штуковина которая при неисправности повышает расход топлива на 10-15% от нормы.

Каталожный номер датчика для двигателя 1.5 8v 2111-3706040-00 последние 2 цифры — производитель.

Решил что уже пора поменять бы его, а то горящий “чек” напрягал уже, да и пассажиры заколебали спрашивать что с движком))

Собственно проблем по замене нет ни каких, работа на 5-10 минут максимум.

На данный момент расход у меня был 9.6, уже проехал больше 100км и расход остался тем же.(расход по городу)

Замена датчика:
1) Снять клемму с АКБ
2) Снять контакт с самого датчика
3) Открутить болт от датчика
4) Вытащить датчик

Собираем в обратной последовательности

Ну и без фоток ни как)

Датчик фаз установлен тут
Датчик фаз. вид сзади
Старый датчик

И пару фоток с данными БК

как видно расход был 9.6
Холостой ход. Расход л/ч = 1,02 в идеале хотелось бы 0,96. Напряжение АКБ 14.1
Осталась 1 ошибка
Полазив по просторам интернета я понял что это безобидная ошибка, эта ошибка уже ушла.
ЧЕК не горит)

Датчик фаз. Симптомы неисправности и диагностика

Привет. Сегодня хотел поговорить о датчике распредвала(фаз). А точнее о симптомах его поломок. На примере автомобилей семейства ВАЗ.

Датчик фаз. Картинка из свободного доступа интернета.
Датчик фаз. Картинка из свободного доступа интернета.

Датчик фаз – один из элементов системы управления двигателем, отслеживает положение газораспределительного механизма. С помощью этого датчика определяется начало работы двигателя по первому цилиндру и реализуется фазированный впрыск.

Расположение датчика фаз на 16 клап.двигателе автомобилей семейства ВАЗ. Картинка из свободного доступа интернета.
Расположение датчика фаз на 16 клап.двигателе автомобилей семейства ВАЗ. Картинка из свободного доступа интернета.

В случае выхода из строя датчика фаз обычно наблюдаются следующие симптомы:

  • Для запуска двигателя требуется более длительная прокрутка стартером( к примеру, система с блоком Бош 7.9.7).
  • Могут наблюдаться несильные подергивания при ускорениях.
  • Загорается лампа неисправности двигателя “Ошибка датчика фаз”.
  • Наблюдается увеличение расхода топлива.

При выходе из строя датчика фаз, система управления двигателем переходит на попарно-параллельный впрыск. В этом случае каждая форсунка выполняет впрыск половины дозы топлива дважды за один цикл. Работа в аварийном режиме. Во время просмотра диагностическим оборудованием можно увидеть как время впрыска при этом уменьшается наполовину.

Во время проверки осциллографом индивидуальных катушек зажигания, можно увидеть увеличение частоты пробоя искры.

К датчику фаз подходит 3-и провода.

Датчик фаз. Симптомы неисправности и диагностика.

Питание 12В, минус и выходной сигнал прямоугольной формы непосредственно с датчика.

Сигнал прямоугольной формы датчика фаз.
Сигнал прямоугольной формы датчика фаз.

В случае отсутствия питания проверяем проводку на обрыв.

Схема подключения датчика фаз системы управления двигателя с блоками Январь 7.2, Бош 7.9.7, М73.
Схема подключения датчика фаз системы управления двигателя с блоками Январь 7.2, Бош 7.9.7, М73.

Питание датчика идет непосредственно с электронного блока( Январь 7.2, Бош 7.9.7, М73).Нередки случаи перегорания плюсовой контактной перемычки внутри блока.

Датчик фаз. Симптомы неисправности и диагностика.

Это происходит, когда при включенном зажигании снятый разъём с датчика фаз касается корпуса двигателя. В таком случае запаиваем перемычку в разъёме эбу или меняем разъем целиком.

Чаще из строя выходит сам датчик.

Сейчас встречается много некачественной продукции. Из большого разнообразия хочу выделить датчик фаз вот этого производителя( не реклама). Просто чтобы не мучались с покупкой и затем с обменом на другой.

Датчик фаз. Симптомы неисправности и диагностика.

Надеюсь статья будет полезна автолюбителям.

Датчик распредвала ВАЗ 2115: где находится, замена

Основное предназначение датчика положения распредвала заключается в сборе информации и передаче данных на блок управления двигателем – на основе полученных показателей система подчитывает время подачи зажигания, а также формирует оптимальное соотношение топливовоздушной смеси для впрыска.

Датчик распредвала на ВАЗ 2115 является главным контрольно-измерительным прибором, без которого исправное функционирование силового агрегата невозможно.

Датчик распредвала ВАЗ 2115

Если датчик распредвала перестает корректно работать, то может двигатель либо полностью не заводиться, либо система впуска топлива начнет передавать смесь одновременно на 2 цилиндра.

В любом случае это негативно сказывается на ресурсе силового агрегата, поэтому после появления первичных признаков неисправности данного элемента, датчик требуется отдать на диагностику или полностью заменить.

Типовые неисправности индикатора положения распредвала следующие:

  • Наблюдается значительное увеличение расхода топлива;
  • Холостой ход двигателя не само регулируется, заметно плавание оборотов;
  • Падает динамика силового агрегата, увеличивается время набора скорости;
  • Не работает режим самодиагностики двигателя;
  • После заведения силового агрегата на приборной панели загорается контрольный чек и спустя несколько секунд пропадает.

Обратите внимание! Датчик положения распредвала для ВАЗ 2115 стоит не дороже 450 рублей. Не пренебрегайте заменой детали в случае ее проблемной работоспособности – своевременная замена индикационного прибора позволит предотвратить преждевременный износ двигателя, а также защитит от поломки в электронной системе мотора и снизит расход топлива.

Как заменить датчик распредвала на ВАЗ 2115: подробная инструкция

Процедура замены неисправного датчика на другую деталь крайне проста и не потребует наличия специализированного оборудования или профессиональных навыков. Для замены контрольного элемента потребуется только торцевой или гаечный ключ на «10», а также до 10 минут свободного времени. Алгоритм замены датчики осуществляется по следующему сценарию:

  • В первую очередь необходимо обесточить систему транспортного средства – для этого достаточно отключить минусовую клемму от аккумуляторной батареи. При этом требуется помнить, что память блока управления двигателем будет сброшена до заводских показателей – если показатели не сбросить, то новый датчик будет барахлить и нормально заработает только спустя несколько запусков двигателя;
  • Далее находим непосредственно сам датчик положения распредвала. Деталь будет находиться в торце головки блока цилиндров вблизи воздушного фильтра двигателя;
  • Теперь с помощью гаечного ключа откручиваем фиксирующие хомуты и демонтируем индикационный прибор, после чего зачищаем посадочные места от следов герметика;
  • Затем можно устанавливать новую деталь, предварительно обработав места контакта прибор новым слоев герметика. При этом после нанесения нового состава желательно выждать до 5-10 минут;
  • После установки нового датчика подключаем аккумуляторную батарею и проверяем работоспособность датчика.

Проверить правильность установки прибора достаточно легко – достаточно посмотреть на контрольный чек и плавность работы холостого хода двигателя. Если на щитке приборной панели пропал значок контрольного чека, а двигатель исправно завелся и постепенно выходит на рабочую температуру – то процедура обслуживания была выполнена успешно.

Источники

  • zapchasti.expert/datchiki/datchik-raspredvala/datchik-raspredvala-vaz-2115.html
  • zen.yandex.ru/media/zametki_avtodiagnosta/datchik-faz-simptomy-neispravnosti-i-diagnostika-5e12bf079515ee00aee2e91d
  • drive2.ru/l/177487/
  • osensorax.ru/posiciya/datchik-raspredvala-vaz-2115