Стабильность работы мотора напрямую связана с состоянием воздушного фильтра. На него возложена функция недопущения абразивных частиц в камеру сгорания.
В процессе эксплуатации происходит постепенное накопление пыли и грязи, в результате чего фильтр становится забитым. Это ведет к снижению динамических показателей ВАЗ 2109, а также вызывает повышение расхода бензина. При сильном загрязнении начинают плавать обороты и двигатель «задыхается».
Воздушный фильтр для ВАЗ 2109 отличается в зависимости от мотора и года выпуска транспортного средства. Если на машине установлен карбюратор, то оригинальный расходник имеет артикул 21010110910002. Цена на него составляет 120-235 рублей.
На более поздних автомобилях ВАЗ 2109 используется инжектор. Воздушный фильтр на таких машинах полностью отличается конструкцией. Расходники не являются взаимозаменяемыми. Оригинальный воздушный фильтр для инжекторного ВАЗ 2109 идет с каталожным номером 2112-1109080. Его стоимость составляет от 220 до 300 рублей.
Сторонние производители также выпускают фильтры для ВАЗ 2109. Многие аналоги обладают весьма привлекательным соотношением цены к качеству. В таблицах ниже приведены рекомендуемые расходники, которые отлично показывают себя на авто.
Таблица — Аналоги оригинального воздушного фильтра 21010110910002
Бренды аналогов родного воздушного фильтра | Каталожный номер | Стоимость, рубль |
---|---|---|
Starline | SFVF2189 | 120-150 |
Mfilter | A101 | 60-90 |
WIX | WA6395 | 140-160 |
Starline | SFVF2189 | 150-180 |
Bosch | 1457432108 | 440-500 |
Таблица — Альтернативы фирменного воздушного фильтра 2112-1109080
Производитель | Артикульный номер | Цена, рубль |
---|---|---|
VAG | 021129620D | 500-620 |
Starline | SFVF2246 | 140-200 |
Febi | 1510 | 300-350 |
Japan Cars | B2W004PR | 100-160 |
Filtron | AP006 | 220-250 |
Периодичность замены
Замена воздушного фильтра необходима каждые 15-20 тыс. км. Периодически рекомендуется выполнять продувку фильтрующего элемента сжатым воздухом. При этом иногда может потребоваться внепланово заменить фильтр.
Симптомами необходимости установки нового расходника являются:
- ощутимая потеря мощности силового агрегата;
- на автомобиле пришлось преодолеть длительный участок по пыльной грунтовки;
- расход топлива возрос;
- предыдущий срок замены неизвестен, например, при покупке поддержанного авто;
- в воздушный фильтр обильно попадает масло;
- фильтрующий элемент имеет заметные механические повреждения, не позволяющие качественно очищать воздух.
Как устроен воздушный фильтр
Воздушный фильтр автомобиля ВАЗ 2109 сухого типа имеет сменные фильтрующие элементы.
На ВАЗ 2109 устройство воздушного фильтра включает:
- Корпус. Крепится самоконтрящимися гайками на карбюратор четырьмя шпильками, уплотняется резиновой прокладкой.
- Крышка.
Крышка и корпус изготавливаются методом штамповки из листовой стали, после чего окрашиваются черной грунтовкой. Крышка к корпусу крепится четырьмя пружинными защелками, а в центре расположена шпилька кронштейна, на которую закручивается гайка.
Кронштейн приварен к корпусу фильтра. Герметичность узла обеспечивается изготовленной из пенополиуретана уплотнительной прокладкой, которая клеится на крышку фильтра.
Чтобы исключить повышение шума при впуске крышка изделия устанавливается определенным образом.
При ее установке на приемном патрубке стрелки двух деталей должны быть направлены друг к другу:
- Для ВАЗ 2109 гофра на воздушный фильтр изготовлена из фильтровального специального картона.
- Внутренняя и наружная оболочки, выполнены из жести.
Фильтрующий элемент и оболочки залиты в эластичные крышки, из самотвердеющего герметика.
За счет этого, при установке крышки воздушного фильтра, надежно герметизируется фильтрующий элемент с крышкой и корпусом:
- Воздухосборник холодного воздуха.
- Воздухосборник теплого воздуха.
- Гофрированный шланг.
Для того, чтобы увеличить сбор пыли фильтрующим элементом на внешнюю перфорированную оболочку надевается из синтетической ваты предочиститель. Воздух всасывается через приемный патрубок, расположенный на корпусе воздушного фильтра, на котором находится и коллектор вытяжной вентиляции картера мотора.
По шлангу через коллектор отсасываются картерные газы в воздушный фильтр. Там, в пространстве за фильтрующим элементом, газы смешиваются с чистым воздухом и направляются в карбюратор.
- На, расположенном на корпусе приемном патрубке, прикреплен пластмассовый терморегулятор с воздухозаборником холодного воздуха, изготовленного из пенополиуретана, что снижает шум впуска воздуха.
Гофрированный шланг соединяет нижний патрубок терморегулятора и воздухосборник теплого воздуха, который этот воздух забирает в зоне выпускного коллектора. При прогретом двигателе терморегулятор поддерживает температуру воздуха, попадающего в воздушный фильтр, 25 – 35 градусов Цельсия
Терморегулятор состоит из:
- разборного пластмассового корпуса;
- заслонки, установленной шарнирно;
- тяги;
- термосилового элемента.
С тягой шарнирно соединено нижнее плечо заслонки, а второй конец тяги прижимается пружиной к толкателю термосилового элемента, с которым жестко связан шток, ввертываемый в пробку на корпусе терморегулятора. При нагревании термочувствительный наполнитель расширяется, что приводит в действие толкатель, прикрывающий через тягу заслонку.
Всасывающим воздухом омывается термосиловой элемент, который при повышении температуры воздуха больше +35 градусов перекрывает патрубок, через который поступает теплый воздух, заслонкой, а если температура воздуха меньше -25 градусов заслонкой перекрывается патрубок для движения холодного воздуха.
При этом воздух будет всасываться теплым от выпускного коллектора. Промежуточное расположение заслонки и оптимальная температура воздуха, поступающего в двигатель, будет при температуре от +25 до -35 градусов Цельсия.
На фото позиции:
- 1 – воздухозаборник холодного воздуха ВАЗ 2109;
- 3 – терморегулятор;
- 4 – стрелки для монтажа крышки;
- 5 – крышка для воздушного фильтра;
- 6 – корпус терморегулятора;
- 7 – заслонка;
- 8 – тяга;
- 9 – толкатель;
- 10 – шток;
- 11 – термосиловой элемент;
- 12 – предочиститель;
- 13 – фильтрующий элемент;
- 14 – оболочка перфорированная;
- 15 – коллектор вытяжной вентиляции;
- 16 – шланг гофрированный;
- 21 – воздухосборник теплого воздуха.
Процесс замены воздушного фильтра на ВАЗ 2109 с карбюратором
Замена воздушного фильтра на карбюраторном ВАЗ 2109 приведена ниже.
- Открыть крышку капота.
- Открутить гайку, крепящую крышку фильтра.
- Отщелкнуть 4 защелки.
- Снять крышку воздушного фильтра.
- Установить новый фильтр. Для лучшей герметизации многие автовладельцы рекомендуют смазать резиновые торцы фильтрующего элемента маслом.
- Сопоставить метки на крышке и корпусе воздушного фильтра.
- Собрать все в обратной последовательности.
Владельцы ВАЗ 2109 нередко сталкиваются с ситуацией наличия масла в воздушном фильтре. Причиной этого является конструкция отвода картерных газов. Трубка соединяет картер силовой установки и корпус фильтра. Такая конструкция позволяет уменьшить загрязнение окружающего воздуха и повысить экономичность мотора.
По трубке вентиляции картера масло может поступать в фильтр. Для решения этой проблемы автовладельцы рекомендуют закрыть отверстие в корпусе фильтра пробкой из-под шампанского. Отвод картера можно удлинить шлангочкой подходящего диаметра.
Самостоятельная замена воздушного фильтра на инжекторном ВАЗ 2109
Инструкция по замене воздушного фильтра на инжекторном ВАЗ 2109 представлена ниже.
- Открыть капот.
- Отсоединить датчик, расположенный около воздушного фильтра.
- Открутить четыре крепления фильтра. Для этого следует воспользоваться отверткой.
- Открыть крышку.
- Изъять фильтрующий элемент.
- Очистить посадочное место.
- Установить новый фильтрующий элемент.
- Собрать все в обратной последовательности, избегая перекосов крышки воздушного фильтра.