Назначение трамблера ВАЗ 2109
В любой системе зажигания, бесконтактной, или контактной, есть два контура — высоковольтный и низковольтный. Трамблер, распределитель зажигания, является как раз тем устройством, которое имеет дело как высоковольтной проводкой, так и с маловольтажной. Основная его задача — распределение высокого напряжения между свечами зажигания в нужный момент и в определенном порядке.
Работает трамблер следующим образом — Высоковольтное напряжение генерируется в катушке зажигания методом электромагнитной индукции. По высоковольтному проводу оно подается на центральный контакт крышки распределителя. Контакт находится в постоянном взаимодействии в бегунком, который распределяет ток по четырем контактам, соответствующим свече в цилиндре. Бегунок находится в постоянном вращении и поочередно замыкает центральный контакт с контактами свечей. Ток поступает на свечи по проводам высокого напряжения в порядке, определенном очередностью работы цилиндров — 1-3-4-2. Бегунок приводится в движение приводным валом, который соединен с распредвалом.
Неисправности трамблера системы зажигания ВАЗ 2109
Ослабло крепление трамблера
Из-за чего в ту или иную сторону сбился угол опережения зажигания. Сбитый угол грозит затрудненным запуском, потерей мощности, неустойчивым холостым ходом, топливной прожорливостью. Подтяните крепление трамблера рожковым или накидным ключом на 10 мм — две гайки и один болт.
Неправильно присоединены провода к крышке
Двигатель или вовсе не запускается, или запускается, но при этом «чихает» и стреляет в карбюратор.
«Пробита» крышка трамблера
Места «пробоя» крышки обычно хорошо заметны в ходе визуального осмотра детали. Неисправная крышка дает возможность утечь части тока, что вызывает перебои в работе двигателя на разных режимах его работы от холостого хода до мощностных режимов, приемистость падает.
Окислились или разрушились контакты в крышке
Окислившиеся контакты можно зачистить и протереть уайт-спиритом. Крышку с разрушенными контактами стоит заменить. Одна из распространенных причин «троения» двигателя автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099.
Разрушился или стерся контактный уголек в крышке трамблера
Двигатель не запускается или пускается с трудом. Необходимо заменить уголек или крышку целиком.
«Пробит» бегунок
Очень часто, из-за «пробитого» бегунка, становится невозможно запустить двигатель или он пускается и глохнет.
Вышел из строя помехоподавительный резистор в бегунке
Те же последствия. Заменяем резистор.
Неисправен датчик Холла
В этом случае двигатель не запускается.
Обломаны провода от датчика Холла к соединительной колодке
Следует провести проверку датчика Холла.
Изношен верхний подшипник трамблера
В этом случае при установке момента зажигания на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 в луче стробоскопа метка на маховике не стоит на месте, а непрерывно скачет (причиной скачков также может быть также утечка тока через «пробитые» крышку и бегунок). Холостой ход не стабилен. Необходимо заменить валик с центробежным регулятором и подшипником или трамблер целиком.
Неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания
Двигатель не тянет на подъем, снижается его мощность и приемистость, так как вакуумный регулятор не работает и не делает угол опережения зажигания чуть пораньше на режимах нагрузки. Возможно, не герметичен корпус вакуумного регулятора, либо идущий к нему шланг от карбюратора, заедает его поворотная пластина. Необходимо устранить не герметичность и заедание пластины либо заменой неисправных деталей, либо заменить регулятор опережения зажигания (трамблер) в сборе.
Неисправен центробежный регулятор опережения зажигания
Падает мощность и приемистость двигателя. Может быть: ослабление или поломка пружин грузиков, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков. Необходимо снять трамблер и устранить причины.
Примечания и дополнения
- Помимо всего следует проверить осевой люфт валика трамблера. Он должен составлять не более 0, 35 мм. Его величина регулируется подбором шайб под центробежным регулятором. Для этого будет необходимо снять и разобрать трамблер.
- При наличии сильного замасливания в корпусе трамблера следует заменить его сальник.
Процесс замены трамблера
Именно замена пружин помогла избавиться от детонации на высоких оборотах (3 передача — на 3000 оборотах, 4 -5 передачи — выше 2500 оборотов). Но с пружинками надо быть осторожными, если поставить не подходящие машина перестанет ехать от слова совсем, или будет постоянно детонировать. Я 2 раза разбирал трамблер для настройки пружин.
Идем далее, ставим муфту по метке. Обязательно докладываем шайбы чтобы ход муфты был минимальным (влево — вправо). Я подкладывал до тех пор, пока штифт не перестал влезать в вал. Потом убрал одну прокладку и собрал.
Дальше ставим датчик холла. Перед установкой надо проверить втулку на износ (та, что одевается на вал) и очистить от грязи между подвижных пластин и магнит. Я также смазывал маслом место посадки втулки на оси.
Далее устанавливаем вакуумник. Как проверить работоспособность вакуумника думаю знают многие — на снятом вакуумние со штуцера втягиваем воздух и (желательно друг/ знакомый/ жена/ дети) следим за перемещением тяги. Перемещяется тяга — работает, стоит на месте — вакуумник в мусор.
Дальше пыльник, бегунок и крышка. Заметил что контакты на крышке очень быстро засераются, поэтому не ленитесь при каждой разборке чистите контакты на крышке и бегунке. Я использовал 1000 -1500 наждачку для этих целей.
И еще момент… Крышки с алюминиевыми контактами работают хуже и меньше по времени, чем с медными. Возможно, это мне так везло… Осталось заменить уплотнительное кольцо, старое я не выкинул, а установил сверху.
Перед установкой также смазал моторным маслом. Ещё крайне желательно не допускать разлива масла при снятии трамблера, или сразу вытирать. Я пару раз пренебрегал этим и вот результат:
Также для надежного крепления трамблера к двигателю я использовал вот такие шайбы.
И напоследок небольшой лайфхак. Если ваш датчик температуры на щитке приборов не информативен (как у меня), но вы не хотите резать шланги, вставлять муфту и отключать штатный датчик и тратить на это кучу денег, есть бюджетное решение!
Покупаем/заказываем датчик температуры до 110 градусов
Табло ставим куда вам вздумается, а сам датчик крепим металлическим хомутом к датчику температуры. Желательно между хомутом и датчиком положить 2-3 слоя фольги, так точнее показывает.
Пол года — полет нормальный. Включается вентилятор примерно на 100 градусах, отключается на 94-95. Летом в пробках вещь незаменимая, особенно в комплекте с кнопкой ручного включения вентилятора и индикатором включения вентилятора. Всем рекомендую!