При наличии проблем в работе датчика холостого хода, с управлением вашим ВАЗ 2109 могут возникнуть сложности. Чтобы определить поломку и научиться грамотно менять датчик, ознакомим вас с основными положениями.
Принцип работы
Не совсем правильно называть датчик холостого хода именно датчиком. Ведь они являются измерительными приборами, которые обрабатывают и преобразуют информацию, выводят ее на механические или электронные указатели на приборной панели.
Увы, системы самодиагностики на ВАЗ 2109 не совершенны, потому при выходе из строя регулятора холостого хода автомобиль вас об этом не уведомляет даже элементарным включением сигнальной лампы Check Engine. Потому ориентироваться приходится по признакам поломки.
Работает РХХ следующим образом. При включении замка зажигания шток на датчике выдвигается до упора, упирается при этом в специальное отверстие дроссельного патрубка. РХХ начинает считывать шаги и клапан возвращается в изначальное положение. При работающем моторе при повышении или уменьшении количества шагов происходит изменение объема воздуха, поступающего через отверстие. Следовательно, в двигатель идет необходимое количество воздуха, обеспечивающее стабильную работу мотора на холостых.
Функции
РХХ регулирует количество поступающего в двигатель воздуха при закрытой дроссельной заслонке. Это говорит о том, что РХХ выполняет функции автоматической регулировки заданных оборотов мотора при холостом ходу.
Также регулятор принимает участие в процессе прогрева мотора до оптимальных рабочих температур зимой. Диапазон рабочих температур у РХХ достаточно широкий — от -40 до +130 градусов по Цельсию.
РХХ, при столь важных функциях, имеет небольшие размеры и состоит из трех основных элементов:
- Шаговый электромотор;
- Пружина;
- Шток с конусообразной иглой на конце.
Регулятор холостого хода установлен на корпусе дроссельного узла парой винтов.
Признаки неисправности
Игнорировать признаки выхода из строя датчика холостого хода на вашем инжекторном или карбюраторном ВАЗ 2109 ни в коем случае нельзя. Сначала это будет доставлять дискомфорт в вождении, но вскоре может стать причиной серьезной аварии.
Существует несколько основных симптомов, которые могут указывать на проблемы с РХХ:
- Обороты самопроизвольно начинают то увеличиваться, то уменьшаться;
- При включении холодного силового агрегата не повышаются обороты;
- При использовании дополнительных электрозависимых устройств, таких как фары или отопитель, на холостом ходу сразу начинают падать обороты;
- При выключении передачи или на холостом ходу двигатель может заглохнуть.
Это не полный перечень возможных симптомов, но все они косвенные. Потому чтобы убедиться, что проблема кроется именно в РХХ, а не других узлах двигателя, необходимо проверить текущее состояние датчика.
Проверка состояния
Чтобы проверить текущее состояние вашего РХХ на автомобиле ВАЗ 2109, выполните несколько последовательных действий.
Шаг проверки | Ваши действия |
Шаг первый | Включите ручной тормоз на автомобиле, установите противокаты под колеса. Безопасность всегда должна стоять на первом месте во время ремонта машины своими руками |
Шаг второй | Необходимо добраться до искомого датчика, отключить его от питательной колодки с проводами, а затем с помощью вольтметра проверить наличие напряжения. Минус ставится на двигатель, а плюс устанавливается на выводы колодки проводов А и D |
Шаг третий | Включите зажигание, проверьте показатели напряжения. В норме они составляют около 12Вольт. Если вольтметр показывает меньшие значения, возможна проблема с уровнем заряда аккумуляторной батареи. Если напряжения совсем нет, придется проверить весь ЭБУ и электрическую цепь. Не исключены обрывы. |
Шаг четвертый | Проведите еще одну проверку при включенном зажигании. Проверьте поочередно выводы AB и CD. В нормальном состоянии сопротивление на них должно составлять примерно 53 Ом. Если РХХ работает нормально, измерительный прибор покажет бесконечное сопротивление |
Шаг пятый | При снятом регуляторе холостого хода и включенном зажигании подключите к нему колодку с питание. Если при этом конусная игла выдвинулась, все с устройством хорошо. Если же не выдвигается конусообразная игла, тогда РХХ вышел из строя и требует замены |
Определив, что старый датчик холостого хода уже отработал свое на ВАЗ 2109, ему требуется замена. Процедура вполне выполнима без посторонней помощи.
Замена или чистка
Практика показывает, что в достаточно большом количестве случаев простая чистка регулятора холостого хода позволяет восстановить его работоспособность. Потому советуем первым делом опробовать этот метод. А если он результата не даст, тогда не составит никакого труда заменить устройство.
- Купите емкость с очистителем для карбюратора. При этом ваш двигатель вполне может быть инжекторным. Просто данный состав отлично подходит для чистки РХХ и не только.
- Отключите от датчика колодку с проводами, открутите два крепежа и извлеките непосредственно сам пострадавший регулятор.
- Зачистите регулятор от накопившегося мусора, загрязнений, очистите обязательно саму иглу и пружину. Делать это нужно средством для чистки карбюратора. Используйте подручные средства, дабы привести в порядок достаточно компактное устройство.
- Обязательно очистите посадочное гнездо регулятора холостого хода на дроссельном узле. Именно туда входит конусообразная игла датчика ХХ.
- Завершив мероприятия по очистке устройства, верните его на место и проверьте в работе.
- Если чистка не принесла желаемого результата, двигатель продолжает вести себя неадекватно, придется приобрести новый регулятор и установить его на место старого датчика.
- Обязательно перед заменой обесточьте автомобиль, отключив минусовую клемму с аккумуляторной батареи, затем отключите колодку с питающими проводами, открутите крепежные винты и снимите устройство.
- Выполните сборку, действуя в обратной последовательности.
Здесь главное действовать аккуратно и не переусердствовать с карбюраторным очистителем, если сначала решили попробовать зачистить устройство. В остальном замена РХХ не вызывает проблем даже у новичков.
Замена датчика регулятора холостого хода
2 недели назад моя машина стала плохо заводиться. Причем без разнице, на холодную или на горячую.Стартер крутит, топливный насос работает и давление в топливной магистрали есть. А проверить не исправность данного датчика очень просто. Во — первых это не стабильные, плавающие обороты на холостом ходу. А во — вторых, при включении зажигания когда пытаетесь завести автомобиль нажмите на педаль газа, слегка. Если машина завелась, то это 100% выявляет не работу данного датчика.
Все бы ничего — подумал я. Нет проблем, пойти и купить данную запчасть в ближайшем «ФИРМЕННОМ» магазине. Пошел и купил данный датчик в сети магазинов «Престиж» (у нас в Новосибирске они продают оригинальные запчасти на ВАЗ, ГАЗ). Стоимость = 280 рублей. С голограммой и даже наклеечкой с кодом смс, который можно отправить и вам с завода изготовителя должен прийти ответ!
Поменял без проблем. Отсоединяем разъем от датчика, откручиваем 2 винтика и готово.Собираем в обратной последовательности, но не забыв смазать, желательно маслом, уплотнительное резиновое кольцо на самом датчике. Далее, заводим машину. В первый запуск происходит самодиагностика датчика. Обороты поднимаются до 2000 и мы глушим автомобиль.При втором или третьем, последующими запусками обороты двигателя должны выравниваться до 900. И в принципе вы можете дальше без проблем ездить на своем исправном авто. Как бы не тут то было как говорится. Машина завелась и диагностика прошла. Обороты 900. Но стоило мне поехать и встать в первую же пробку, как началось. Обороты двигателя поднялись до 2000 и не думали падать на холостом ходу. При движении в перед они падают до нормативных 900-1000. А затем опять при остановке поднимались до 2000.
Ездил я так с неделю, терпение кончалось и при любом удобном случае, мне хотелось заехать в свой проверенный магазин, что бы купить новый, исправный датчик.Я пришел в магазин, и попросил знакомого продавца дать мне данный регулятор. И каково же было мое удивление, когда он достал точно такую же коробочку, что и купил я, неделю назад. На мои отрицания качества данного производителя он ответил, что этот датчик оригинальный. А тот что купил я — Китай. Затем он достал вторую такую же коробочку, с таким же датчиком но не оригинальным. Я долго рассматривал их оба взяв в руки. Они почти неотличимы! Содержимое одно и тоже (датчик в пакетике и паспорт на него). Разница между ними в плавающем штоке а точнее как и из чего он сделан. И конечно же — Цена! Китай стоит 350 рублей а оригинал 650 рублей. То есть разница в 2 раза. В честности данного продавца я не сомневался. Поэтому купил новый датчик и поставил его в замен той Китайской фигни. И о чудо, все работает ка часики!
Как вообще такое происходит?Ладно бы, я купил его на базаре, или еще где, в левом магазине. А тут! Короче, долго я матерился на Автоваз, и его хваленой борьбой с контрафактными запчастями в фирменных магазинах.
Скажу так — Если нам не дают возможность выбирать запчасти на свои Лады как на иномарки в Экзисте или Емексе, где покупателя не дурят, а честно пишут. Китай, дубль или оригинал! То остается полагаться только на себя самих.Ищите хорошие запчасти, не покупайте первые попавшиеся под руку детали, сравнивайте их с другими прямо в руках. Качество порой видно сразу, на глазах. И конечно же самое главное правило именно в запчастях на Жигули. Хорошие и качественные запчасти стоят дороже — ВСЕГДА! Не пытайтесь купить дешевки. В итоге вы потеряете нервы, время и деньги. Все равно придется покупать дважды! Так же будет вашим преимуществом иметь знакомых в магазинах!
Проблема не в машинах а в качестве запчастей.Заводской датчик отходил на моей машине 76000км. Посмотрим на этот. На сколько его хватит. Считаю что на долго.
Желаю всем удачи на дорогах и не попадать на всякий хлам.