Начну с того, что проблема с плохим запуском после устранения подсоса воздуха не совсем решилась.
В недавней поездке, заправив на условно пустой бак 9 литров, и пройдя 100 км-бензин кончился, хорошо что не в пути, а уже дома. В голове все мысли были направлены на хороший запуск, а не на бодрую езду и я упустил из виду вялый разгон, ну и в пол не топил, ездил с пассажирами размеренно, поэтому и не заметил видимо.
Тут и вспомнился мне ДД и опыт, который я с ним имел ранее. Но сейчас ситуация оказалась иной, по ДД ошибок небыло…
Диагностирую снятый ДД. Сразу бросилось во внимание, то, что только что снятый датчик показывает напряжение 0,4-0,5 милливольт, на постукивания реагирует, но не особо уверенно. Позже в инете нашел инф, что такое бывает, но редко.
Подкидываю валявшийся после замены, предыдущим хозяином ржавый и грязный датчик, предварительно его отмыв и зачистив. Результат ошеломил-запуск с пол оборота(в лучшем случае) при любой температуре ОЖ, хорошая динамика разгона(тут я топил в пол) в частности начиная с 60 км/ч на 4 передаче.
Ну да ладно. Этот ДД старый, возможно уставший, иду в магаз за новым, выбора никакого, нехотя беру КЗА(Калуга) в пакетике, без опознавательных знаков о производителе на пакетике.
Вечером ставлю, тестирую. Что бы я не делал(даже переобучал поэтапно ЭБУ), идут ошибки низкого сигнала(уровня шума) и/или обрыва цепи ДД. Низкий сигнал, появился только при черезмерной затяжке болта крепления, до этого только обрыв цепи. Ошибка выпадает почти сразу при перегазовках на месте до 3500 об/мин или при динамичной езде на 2 км. Звук работы мотора гулкий, динамика только на 1й и 2й передаче. Воообщем ДД-хлам! Толи вернуть, толи распилить посмотреть?..
Внешние отличия рабочего и палёного:
На оригинальном есть кольцевая бороздка и метка краской на наружней стороне, а на внутренней был штамп аналогичного цвета на месте подключения колодки. Есть точка в маркировке
Замер сопротивления между вторым контактом и корпусом ДД: первый датчик- бесконечность, второй- бесконечность, новый треттий-КЗ, тоесть этот новый ДД по сути муляж! У Российских ДД нет шунтирующего сопротивления! В магаз идите с мультиметром.
При проверке способом подключения к милливольтметру, рабочий ДД при незначительном постукивании пластиковой ручкой отвертки даёт 1,5 мВ, новый же, если его долбить, то кое как 1,3 мВ. В оконцовке скажу, по своему опыту, что встречаются рабочие ДД от СТАРТВОЛЬТ, их надеюсь не копируют…
Датчик детонации (ДД) ЭСУД ВАЗ 21083, 21093, 21099
Датчик детонации (ДД) является одним из элементов электронной системы управления впрысковым двигателем на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099.
Датчик детонации инжекторных ВАЗ 21083, 21093, 21099
1. Назначение датчика детонации.
Датчик детонации предназначен для контроля детонации в цилиндрах двигателя.
2. Устройство датчика детонации ДД.
Внутри корпуса датчика располагается пьезокерамический элемент (пластина), обладающий определенными свойствами (пьезоэффект) и резистор. Снаружи соединительная колодка.
3. Расположение на автомобиле.
Датчик детонации на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 устанавливается на передней части блока цилиндров двигателя. Широкополосный на шпильке и крепится гайкой на 22, резонансный вворачивается в отверстие под шпильку.
4. Принцип действия датчика детонации.
Резонансный пьезоэлектрический датчик.
Контроллер ЭСУД (блок управления) подает на ДД постоянное напряжение 5В. Встроенный в датчик резистор понижает напряжение до 2,5В и возвращает его назад (напряжение на выходе датчика). При возникновении детонации в цилиндрах двигателя ДД начинает выдавать на контроллер напряжение переменного тока с меняющейся в зависимости от величины детонации амплитудой и частотой. По этому сигналу с датчика контроллер корректирует угол опережения зажигания для гашения детонации.
Широкополосный пьезокерамический датчик.
Во время работы двигателя датчик посылает на контроллер сигнал переменного тока соответствующий частоте вибрации двигателя. При возникновении детонации датчик выдает сигнал с увеличенной частотой. ЭБУ определяет возникновение детонации.
Механизм гашения детонации настраивается под работу двигателя и позволяет поддерживать его мощностные характеристики на нормальном уровне, а так же позволяет ему адаптироваться к работе на топливе с более низким октановым числом.
К возникновению детонации приводит повышенная температура в цилиндрах двигателя. Ее причины: применение некачественного топлива, бедная топливная смесь, неисправная система охлаждения, применение свечей зажигания не соответствующих данному типу двигателя, нагар в камерах сгорания, перескочивший ремень ГРМ и т. п.
5. Неисправности ДД.
При выходе из строя датчика детонации или неисправности его электрических соединений контроллер переходит на резервные таблицы расчета угла опережения зажигания. В результате снижается мощность двигателя, возрастает расход топлива, двигатель «троит».
Неисправность датчика или выход за граничные пределы работы системы гашения детонации (слишком большая детонация) приводит к записи кода неисправности в память контроллера и загоранию лампы «Проверь двигатель — Check Engine» в щитке приборов.
6. Применяемость датчика детонации на автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099.
На автомобилях ВАЗ 21083, 21093, 21099 с ЭСУД применяются как резонансные так и широкополосные пьезокерамические датчики детонации. Широкополосные фиксируют и передают на ЭБУ весь спектр шумов двигателя. А тот в свою очередь выявляет детонационные шумы. Резонансный датчик настроен на срабатывание только при возникновении детонации двигателя.
- Для ВАЗ 21083, 21093, 21099 с контроллерами Январь 4.1 (2111-1411020-22), GM ISFI-2S (2111-1411020-10 (20, 21)), BOSH M1.5.4 (2111-1411020) – датчик детонации 2112-3855010, 2112-3855010-01, 10456042 (резонансный).
- Для ВАЗ 21083, 21093, 21099 с контроллерами Январь 5.1, VS 5.1 (2111-1411020-72), BOSH MР7.0Н (2111-1411020-40), BOSH M1.5.4N (2111-1411020-60) – датчик 2112-3855010-01 (широкополосный).
Примечания и дополнения
Пьезоэффект – механическое воздействие на пьезоэлемент вызывает его электризацию и возникновение электрического тока. При возникновении вибраций двигателя, пьезокерамическая пластина внутри датчика подвергается механическому воздействию (сжимается), на ее концах возникает разность потенциалов, на контроллер уходит электрический сигнал. В данном случае датчик осевой, т. е. преобразует осевое перемещение (удары со стороны двигателя).
Замена датчика детонации на ВАЗ 2109 (инжектор)
Датчик детонации (ДД), установленный на инжекторый ВАЗ 2109, является компонентом электронной системы управления впрыском двигателя.
Основная задача ДД заключается в контроле детонации в цилиндрах силового агрегата вашего автомобиля.
Устройство и расположение
Датчик детонации заключен в корпус, внутри которого располагается пластина — пьезокерамический элемент. Этот элемент характеризуется определенными свойствами, называемыми пьезоэффект. Плюс в корпусе присутствует резистор. Снаружи к датчику подключается питающая проводка.
Как он работает
В зависимости от типа используемого датчика детонации, принцип работы устройства несколько отличается друг от друга.
Тип ДД | Принцип работы |
Резонансный пьезоэлектрический | Контроллер блока управления подает на датчик детонации напряжение. Оно постоянное и составляет 5В. Резистор, встроенный в регулятор, понижает данное напряжение до показаний 2,5В, после чего возвращает его обратно. Когда происходит детонация в цилиндрах силового агрегата, датчик детонации передает контроллеру напряжение с переменным током, частота и амплитуда которого меняется в зависимости от показателей детонации. За счет этого сигнала электронный блок управления меняет угол опережения зажигания, в результате чего детонация пропадает |
Широкополосный пьезокерамический | При работе силового агрегата регулятор отправляет контроллеру сигнал в виде переменного тока, который соответствует частоте вибрации мотора. Если возникает детонация, сигнал преобразуется в более высокочастотный. Так электронный блок управления определяет, что возникла детонация. Механизм гашения подстраивается под текущую работу мотора и позволяет поддерживать характеристики на оптимальном уровне, адаптироваться под работу с топливом, качество и октановое число которого оставляет желать лучшего |
Оптимальный способ избежать всевозможных проблем с системой впрыска топлива двигателя — заправляться качественным бензином.
Причины детонации
Детонация в двигателе может возникать по разным причинам, среди которых следует выделить:
- Использование горючего сомнительного качества и происхождения;
- Бедная топливовоздушная смесь, поступающая в цилиндры;
- Нарушенная работоспособность или вышедшая из строя система охлаждения двигателя;
- Использование свечей зажигания, характеристики которых не соответствуют параметрам двигателя;
- Образование нагара внутри камер сгорания;
- Перескочивший по тем или иным причинам ремень газораспределительного механизма и пр.
К чему ведет отказ ДД
Если датчик детонации или его электрические соединения выйдут из строя, произойдет следующее:
Контроллер перейдет на работу по резервной таблице расчета угла опережения зажигания. Последствия такой работы устройства — потеря мощности силового агрегата, увеличение расхода топлива и троение мотора.
При помолке ДД или его электрических соединений увеличивается детонация, что приводит к появлению кода неисправности в контроллере. Как результат, на приборной панели загорается лампочка Check engine.
Что использовать
Планируя замену ДД, важно подумать, какой именно датчик будет использовать в системе впрыска на вашем ВАЗ 2109.
Как мы уже отмечали, на девятках можно применять два типа регуляторов. Но каждый из них имеет свои особенности по срабатыванию.
- Широкополосные пьезокерамические устройства способны фиксировать и передавать на электронный блок управления широкий спектр шумов, исходящих от двигателя. Как результат, ЭБУ устраняет причины возникновения каждого из них.
- Резонансные устройства настроены только на срабатывание при образовании детонации в двигателе.
С точки зрения практичности и эффективности работы датчика детонации, лучший выбор для ВАЗ 2109 — это широкополосные. Но решать только вам.
Замена
В случае выхода из строя ДД, единственным правильным решением будет замена сломанного устройства на новый работоспособный регулятор. Для этого необходимо выполнить следующие действия.
- Вооружиться торцевой головкой на 13, трещоткой.
- Снять с аккумуляторной батареи минусовую клемму и на время откинуть ее в сторонку. Нужно лишить автомобиль питания, иначе проблем не избежать.
- Отключите колодку с проводами, которая питает наш датчик. Для этого сначала нажмите на металлический фиксатор, а затем потяните штекер.
- Далее простым гаечным ключом или трещоткой откручивается крепежная гайка. Работать на участке расположения датчика детонации достаточно неудобно, но вполне реально его выкрутить без лишних проблем.
- Снимите регулятор со шпильки и посмотрите, какая на нем нанесена маркировка.
- Определение маркировки позволит узнать, какой именно вариант датчика используется на вашем автомобиле. Его желательно заменить таким же. Либо, следуя данным из руководства по эксплуатации вашей девятки, приобрести аналог, соответствующий параметрам вашего силового агрегата на ВАЗ 2109.
- Купив новый датчик, можно его установить на место вышедшего из строя регулятора. Возвращайте минусовую клемму на аккумулятор и проверяйте в работе ваш мотор. Если проблема действительно была в датчике, все признаки детонации пропадут.
Приобрести сегодня ДД — не проблема. Но лучше выбирайте проверенные, хорошие магазины автозапчастей. Примерная стоимость регулятора составляет 300 рублей. Пожалуй, это единственные финансовые затраты при ремонте своими руками.
Особых сложностей в замене столь важного устройства для правильной работы двигателя нет. Следуйте инструкции и используйте только качественный бензин. Тогда новый ДД вас не скоро побеспокоит.