Замена прокладки ГБЦ
В записи описаны «предвестники» грядущего ремонта, коротко лишь напомню, что из выхлопной трубы на работающем стал постоянно идти белый дым (вернее пар), чего быть не должно в таких количествах на прогретом моторе, в расширительный бачок выдавливало тосол, а из радиатора пахло выхлопом и тосол внутри пузырился, как следствие, ввиду завоздушивания радиатора, тосол не циркулировал по системе и машина сильно грелась. Всё это указывало на пробой в прокладке ГБЦ.
Загнав машину в гараж, принялся потихоньку разбирать. Сначала, естественно, дал двигателю остыть, после чего снял защиту картера, КПП и брызговик капота, слил тосол с блока двигателя.
Разборку начал с демонтажа воздушного фильтра, полностью всего короба, и последующий демонтаж дроссельного узла и впускного рессивера. Фотографировал не всё, потому нет фото некоторых узлов, но всё в принципе делается последовательно.
После сдачи экзамена били куплены прокладки ГБЦ (под диаметр цилиндра 79 мм), клапанной крышки и приёмной трубы выхлопа («штаны») + на, всякий случай, пару гаек на «штаны» общей стоимостью 295 рублей.
ГБЦ была демонтирована. Четвёртый поршень (слева-уже почищен) имел чёрный жирный налёт, равно как и на ГБЦ впускной и выпускной клапаны. Были счищены остатки старой прокладки с блока, мелкой наждачкой бумагой зачистил до блеска, пылесосом выташил всё, что попало во 2-й и 3-й цилиндры.
Перед установкой рессивера, снял с него дроссельный узел чтобы немного прочистить, так как он был немного замаслян. Внутри рессивера нашёл вот такой кусок пластмассовой трубки, которая просто лежала внутри. Как позже прочитал в интеернете, это аэродинамический патрубок, который, якобы, должен равномерно распределять воздушный поток по рессиверу, в частности к дальним каналам рессивера.
Но как такового смысла в нём нет, скорее он даже мешает, так как никак не закреплён и стоит сразу после дросселя в отверстии рессивера, и скорее всего у большинства владельцев он просто лежит в каналах 1-го и 2-го цилиндров. Патрубок я этот, естественно, выкинул. Разницы в работе двигателя я не заметил, машина работается точно так же, как и с ним.
После установки рессивера с дроссельным узлом, соединил все патрубки, поставил воздушный фильтр, накинул на дроссель трос педали газа, поставил аккумулятор и бачок омывателя.
Первый запуск проводил не ставя защиту двигателя, что было ошибкой – не полез под машину и не вспомнил, что оставил на шкиве коленвала ключ-храповик. Как следствие, сильный металлический удар в момент пуска. Напугался, думал что-то собрал не так. Потом отец спросил, снимал ли я храповик с вала. Ключ нашёл в яме, загнутый в дугу) Сразу всё осмотрел, нечего не помял вроде бы, не пробил, шкив коленвала не открутился. Последующий пуск сопровождался большим количеством дыма и пара, вернее всего выгорали и испарялись все жидкости, попавшие на двигатель, «штаны» и коробку, возможно просто конденсат образовался.
Очень сильно дымилась прокладка между коллектором и «штанами», видимо пригорала, спустя некоторое время это прекратилось. Из гаража выехал на гору, чтобы выгнать возможно образовавшуюся воздушную пробку в системе охлаждения, несколько минут машина работала стоя мордой вверх. Потом проехались с отцом до заправки, чтобы проверить, как всё работает. На улице был небольшой мороз, потому машину пришлось долго греть, чтобы сработал вентилятор, дабы удостовериться в правильной работе термостата и датчиков – все функции работали верно. Тосол больше не давило в расширительный бачок, выхлоп стал «чище», почти незаметным – сразу рассеивался.
На этом ремонт машины считался оконченным. На самостоятельный ремонт потребовалось 4 дня, но если бы сразу высверлили тот болт, то можно было смело уложиться и в 2 дня неспешной работы. Оставалось лишь убраться в гараже и идти домой, так как время уже близилось к 10 часам вечера.
Вот такие неприятности произошли с моей машиной в эти дни. Естественно порадовала успешность самостоятельно ремонта собственного авто, конечно, под руководством отца, но тем не менее это лучше, чем просто откатить машину в сервис.
Написал очень много, старался описать поподробнее. Если есть какие-то вопросы – задавайте, постараюсь ответить по мере возможности и знаний.
Сразу по поводу попутной замены маслосъёмных колпачков, притирки клапанов, нивовского распредвала прочего. На нивовал пока нет денег, если и ставить, то инжектор надо шить, так как разница без прошивки будет незначительна (двигатель будет работать в том же режиме, что и с родным валом). Маслосъёмные колпачки пока в норме, масло не ест и не дымит, тем более пока это всё заводское – пусть стоит, качество несколько выше, чем у продаваемых запчастей.
Замена прокладки ГБЦ на ВАЗ 2107 своими руками
В данном фотоотчёте подробно показано как своими руками произвести замену прокладки ГБЦ на автомобилях ВАЗ 2101-2107 (Классика). Процедура замены прокладки оценивается как 3 из 5 степени сложности. Основные причины для замены прокладки ГБЦ — это её прогорание или повреждение прокладки при установке.
На всю серию “Классики” существует всего 4 вида двигателей, например на Ваз 2107 могут быть установлены двигатели 2103, 2105, 2106, поэтому надо учитывать, что прокладки есть двух размеров и подбираются в зависимости от установленного двигателя:
- 76 мм ( Ваз 2101, 2103) артикул (2107-1003020-10);
- 79 мм ( Ваз 2105, 2106) артикул (2105-1003020).
Список необходимых инструментов которые нам понадобятся для замены прокладки ГБЦ выглядит так:
- Динамометрический ключ;
- Гаечный ключ на 10;
- Ключ-трещётка и головки к нему на 13, 17, 19;
- Свечной ключ;
- Крестовая и шлицевая отвертки;
- Емкость для сбора охлаждающей жидкости.
Перед началом работы в первую очередь необходимо снять аккумулятор, воздухозаборник с воздушным фильтром (ключи на 8 и 10), ослабить крепление троса воздушной заслонки (ключ на 8), снять защиту двигателя и через сливную пробку на блоке цилиндров слить охлаждающую жидкость, открутить карбюратор, отсоединить провода системы зажигания и распределитель.
Откручиваем 4 гайки крепления выпускного коллектора (ключом на 13).
Откручиваем трубки подвода охлаждающей жидкости.
После этого отводим ее в сторону.
Также, не забываем отсоединить провода от датчика давления масла.
Откручиваем 8 гаек клапанной крышки (головка на 10) и снимаем ее.
Выставляем метки на звезде распредвала, сверловочка должна совпасть с отливом на корпусе.
Метка на шкиве коленвала должна совпасть с длинной меткой на корпусе.
Откручиваем болт на звездочке распредвала и снимаем шестерню.
Откручиваем 10 крепежных гаек крепления постели распредвала и один небольшой болт на отливе головки (ключ на 12) и демонтируем вал.
Проверяем, все ли шланги и патрубки отсоединены, чтобы при снятии ГБЦ не повредить ничего. Затем можно откручивать болты крепления головки к блоку цилиндров, сначала срываем их воротком, а потом можно крутить и трещоткой, чтобы дело шло быстрее.
После того, как все болты откручены полностью можно аккуратно приподнимать ГБЦ.
И окончательно снимаем ее с блока, результат чего можно посмотреть на приведенной ниже фотографии.
Внимательно осмотрите поверхность головки с внутренней стороны, чтобы понять, почему прогорела прокладка и между стыком проходил тосол (если такие симптомы были на вашем авто). Если близко к каналам есть следы коррозии, то такое не допускается и желательно заменить такую ГБЦ. Если же следы коррозии не очень глубокие, то можно отшлифовать поверхность головки, чтобы сравнять канавки со всей площадью. Разумеется, что после такой процедуры необходимо будет подбирать прокладку потолще, чтобы сохранить значение степени сжатия.
Если же с ГБЦ все нормально и просто необходимо заменить прокладку, то обязательно хорошенько очистите ее поверхность. Я это делаю специальным спреем для удаления прокладок, который наносится на 10-15 минут и потом счищается щеткой.
После этого тщательно вытираем поверхность насухо, устанавливаем новую прокладку на блок, чтобы она легла ровно по направляющим и можно устанавливать ГБЦ. Далее необходимо затягивать болты в строго определенной последовательности.
Также стоит отметить, что делать это нужно только динамометрическим ключом. Я лично использую трещоточный Ombra. Он подходит для большинства работ с автомобилями отечественного производства, а момент силы варьируется в диапазоне от 10 до 110 Нм.
Что касается момента силы при затягивании болтов ГБЦ на ВАЗ 2101-2107, то он следующий:
- первый этап — закручиваем с моментом 33-41 Нм.
- второй (окончательный) от 95 до 118 Нм.
Как самостоятельно заменить прокладку ГБЦ на ВАЗ 2107
Многих водителей волнует достаточно распространенный вопрос, а именно замена прокладки головки блока цилиндров ВАЗ 2107. Автомобили этой модели зарекомендовали себя неплохо на наших дорогах и в наших условиях эксплуатации. Но проблемы связанные с ремонтом и заменой тех или иных узлов и систем остаются и многие решать приходится самостоятельно.
Сам по себе процесс замены как с инжектором, так и на двигателе с карбюратором на ВАЗ 2107 несложен и для того, чтобы справиться с ним, достаточно внимательно изучить предлагаемый нами материал и посмотреть видео.
Необходимость замены
Оснований для замены немного и некоторые из них требуют немедленного вмешательства, а другие не очень, то есть, транспортное средство можно использовать, хотя и в щадящем режиме.
Причины замены:
- Повреждение прокладки в районе канала охлаждающей системы и дренажного канала смазывающей системы. Когда такое происходит, ОЖ оказывается в поддоне картера и смешивается со смазкой. Получается смесь с коричневатым оттенком. Обнаружить это можно вовремя проверке уровня смазки в силовом агрегате на щупе. Также об этой неисправности говорит, уменьшение уровня ОЖ в радиаторе. Если вовремя не вмешаться, то последствия могут быть катастрофическими вплоть до разрушения силового агрегата.
- Повреждение прокладки в районе канала охлаждающей системы и цилиндра. Это может произойти вследствие установки прокладки низкого качества или неправильно установленной головки.
- Прогар в районе цилиндров. Обнаруживается и диагностируется эта неисправность снижением компрессии в цилиндрах, нестабильной работой мотора.
- Разрушение прокладки. Если через прокладку начала просачиваться ОЖ и все усилия по затяжке ГБЦ не приносят никакого результата, то необходима срочная замена.
Этапы работы
Для замены прокладки ГБЦ на ВАЗ 2107 потребует стандартный набор инструментов и динамометрический ключ.
Замена на инжекторном двигателе
- Сливаем ОЖ.
- Снимаем аккумулятор.
- Отключаем провод термодатчика.
- Отвинтив крепящие гайки, убираем приемную трубу.
- Предварительно установив поршень 4-го клапана в положение верхней мертвой точки, убираем верхний корпус вместе с распредвалом.
- Убираем термозащитный щиток стартера, предварительно открутив гайку.
- Отключаем все провода и колодки датчиков.
- Отключаем трос дроссельной заслонки.
- Убираем перепускной патрубок.
- Убираем патрубок радиатора.
- Отсоединяем трубки, посредством которых подается горючее.
- Убираем шланг с патрубка ресивера.
- Отвинчиваем болты с помощью которых крепится ГБЦ. Всего тринадцать болтов.
- Снимаем ГБЦ.
- Меняем прокладку.
- Ставим на место ГБЦ.
- Болты головки блока цилиндров на двигателе ВАЗ 2107 с инжектором закручиваются в строго определенной последовательности с применением динамометрического ключа.
- Подсоединяем все снятые элементы.
Замена прокладки ГБЦ на карбюраторном двигателе
- Сливаем ОЖ, предварительно открутив сливную пробку.
- Снимаем АКБ.
- Отсоединяем провод датчика температуры ОЖ.
- Демонтируем корпус воздухоочистительного барьера карбюратора.
- Чистой ветошью нужно закрыть камеры карбюратора.
- Отключаем рычаги дроссельной заслонкой.
- Убираем трос заслонки воздуха.
- Убираем шланг воздушного корректора зажигания.
- Снимаем колодки с проводами от электромагнитного клапана.
- Снимаем шланг подачи топлива.
- Демонтируем шланг ЭПХХ.
- Снимаем с ГБЦ корпус распредвал вместе с валом.
- Снимаем рычаги клапанов с пружинами.
- Выкручиваем свечи.
- Демонтируем распределитель.
- Убираем термозащитный щиток стартера.
- Снимаем провод массы.
- Отсоединяем шланг усилителя тормозной системы и экономайзера.
- Убираем патрубки охлаждающей системы.
- Открутив болты блока, снимаем ГБЦ.
- Снимаем старую.
- Ставим новую.
- Болты головки блока цилиндров закручиваем в строго определенной последовательности с применение динамометрического ключа.
- Устанавливаем обратно головку и все предварительно снятое оборудование.