Плавают обороты холостого хода на инжекторном двигателе ВАЗ 2107
Ваз 2107 – это последняя модель «Жигулей», исполняемая с задним приводом. По сути это «Пятерка», у которой увеличили мощность двигателя, улучшили дизайн и экстерьер. Автомобиль выпускался с различными объемами двигателей, начиная от 1,45 и до 1,7 литров. До 2006 года «Семерка» была с карбюраторным двигателем, но при переходе на Евро-2, конструкторы разработали и установили систему принудительного впрыска топлива, т.е. инжекторы.
С введением инжекторных двигателей автолюбители почувствовали положительные перемены в эксплуатации данных автомобилей.
Все механизмы подвергаются износу, со временем выходят из строя. Система принудительного впрыска не исключение, в процессе эксплуатации приобретает ряд неисправностей.
У автомобилей ВАЗ 2107 порой перестает работать мотор во время холостого хода. Бывает, что мотор глохнет, а после запуска работает исправно. Через некоторое время это повторяется. Значит, поломка существует и ее все равно придется устранять. Причина, скорее всего в дроссельном узле, а точнее в регуляторе холостого хода (РХХ).
Назначение и устройство регулятора холостого хода
Регулятор холостого хода предназначен для регулировки количества атмосферного воздуха, поступающего по обводному каналу (байпас) во всасывающий коллектор, на холостом ходу двигателя. Основной канал закрыт дроссельной заслонкой.
Регулятор – это электромотор постоянного тока. Имеет на статоре две обмотки и ротор с постоянными магнитами. Ротор соединен со штоком ходовым винтом. На конце штока установлен клапан, перекрывающий отверстие в байпасе. Электропитание подается то на первую, то на вторую обмотку статора. Ротор при этом вращается то в одну сторону, то в другую, выдвигая или втягивая при помощи винта шток и вместе с ним клапан.
Принцип работы РХХ
СПВТ (Система принудительной впрыска топлива) имеет свой «мозг», который получает всю информацию с датчиков, обрабатывает ее и выдает команды на исполнительные механизмы для оптимального функционирования ДВС (двигателя внутреннего сгорания). Этот «мозг» называется контроллер или ЭБУ (Электронный блок управления). РХХ относится к исполнительным механизмам, которыми управляет контроллер.
В момент пуска регулятор открывает отверстие в байпасе. Через него поступает воздух во всасывающий коллектор. Двигатель начинает работать. В процессе прогрева мотора клапан прикрывается, уменьшая подачу воздуха. Обороты стабилизируются до минимума.
При открытии дроссельной заслонки, основной поток воздуха подается в двигатель через главный канал. При этом регулятор, закрывает отверстие в байпасе. Для плавного управления регулятором холостого хода, ЭБУ получает дополнительную информацию с датчиков: положения заслонки дросселя, расхода воздуха, положения коленчатого вала и тахогенератора.
Когда возникают дополнительные нагрузки на двигатель (включение вентилятора радиатора, отопителя и т.д.), регулятор открывает отверстие в байпасе. Это дает возможность поддерживать мощность и предотвращает сбои в работе ДВС.
Нестабильная работа инжекторного двигателя
Нестабильность работы двигателя может быть из-за сбоя в любой системе. Будь то:
- зажигание;
- топливоподача;
- электронный блок управления
- износ движущихся частей и агрегатов двигателя.
Чтобы разобраться в этом, необходимо проверить работоспособность систем методом исключения. На примере рассмотрим ЭБУ.
Двигатель прогрет, но при работе чувствуется вибрация и повышенные обороты. Возможно, это накопление ошибок в памяти контроллера. Что бы сбросить их, необходимо заглушить двигатель и выключить «массу» минут на 15. После этого запустить двигатель. Если в работе двигателя изменений не произошло, значит, причина в датчиках ЭБУ.
Когда не работает любой из датчиков, ЭБУ приходится опираться только на данные рабочих приборов. Этого не хватает для нормального управления СПВТ. Двигатель работает не правильно:
- Неустойчивые обороты коленчатого вала.
- Увеличен расход бензина, сильно обогащенная смесь.
- На выхлопе черный дым.
- Копоть или сажа на электродах свечей.
Это возникает из-за недостатка данных поступающих на блок управления, таких как:
- расход воздуха;
- количество кислорода в выхлопных газах;
- положение дроссельной заслонки;
- положение коленчатого вала;
- температур;
- число оборотов;
- или поломка РХХ.
Чтобы проверить работоспособность датчиков, нужно по очереди отключать разъемы проводов и наблюдать, как работает ДВС. Если без изменений, то тот прибор, который отключен, вышел из строя.
Чаще всего происходят сбои в работе регулятора холостого хода.
Признаки неисправности РХХ
Их несколько. Все они заметны.
- Неустойчивая частота оборотов ДВС на холостом ходу.
- Плавающие обороты ДВС.
- При нагрузке двигателя резко падает мощность.
- Пока не нажмешь на педаль «газа», ДВС не заводится.
- При отпускании педали «газа», ДВС глохнет.
- Большая частота вращения на холостом ходу.
Вышеуказанные признаки могут быть и при неисправностях другого оборудования СПВТ. Для убедительности необходимо подтвердить неработоспособность РХХ, проведя диагностику на станции технического обслуживания, или самостоятельно.
Проверка электрической цепи РХХ
Что можно самостоятельно сделать при проверке электрической цепи регулятора холостого хода ВАЗ 2107? Замер напряжения на колодке подключения к блоку управления и замер сопротивления обмоток электродвигателя регулятора. Для измерения нужно иметь тестер. Порядок диагностики приводится ниже:
- Отсоединить колодку со жгутом проводов от регулятора. Он находится на дроссельном узле.
- Включить зажигание.
- Тестер настроить в режим измерения напряжения в диапазоне от 0 до 20 вольт.
- Щуп от тестера со знаком «минус» подсоединить к массе автомобиля.
- Щуп от тестера со знаком «плюс» по очереди подсоединить к выводам «А» и «D» на колодке жгута. Напряжение между массой и выводами должно соответствовать 12 вольт. Если нет напряжения, возможно, не исправлен контроллер.
- Далее тестер перевести в положение измерения сопротивлений. Измерить сопротивление первой обмотки между клеммами «А» и «В». Измерить сопротивление второй обмотки между клеммами «С» и «D». На обеих обмотках должно быть по 52 Ом. В других вариациях измерений между клеммами прибор должен показывать обрыв цепи. Если тестер показывает обратное, то электромотор неисправен.
Нарушение работы РХХ.
Электромотор не единственный узел в регуляторе, который может сломаться, есть ряд других поломок:
- окисление контактов разъемов, обрыв проводов;
- загрязнение штока, препятствующее движению;
- порвалось уплотнительное кольцо;
- износ резьбы винта на штоке.
Из вышеперечисленных поломок самая распространенная — это загрязнение штока. Если в процессе эксплуатации длительное время не проводился технический уход дроссельного узла, возможен нагар на штоке регулятора. Для удаления грязи, нужно снять РХХ и промыть ацетоном.
Периодически нужно чистить шток. Иначе увеличивается нагрузка, которая может вывести из строя ЭБУ. Тогда придется обращаться к специалистам СТО.
Неполадки в ДМРВ – датчике массового расхода воздуха.
ДМРВ находится в воздуховоде между дроссельной заслонкой и фильтром очистки атмосферного воздуха. Он показывает объем поступающего воздуха из атмосферы во всасывающий коллектор. По этим данным блок управления рассчитывает количество горючего, необходимого для текущего режима работы ДВС.
При неисправности датчика, на панели горит лампа «Проверьте двигатель». Параллельно с этим возможен ряд признаков поломки:
- Расход горючего увеличен.
- Обороты холостого хода увеличены.
- Нарушается динамика автомобиля из-за снижения мощности.
- Невозможно запустить ДВС, даже на «горячую».
- Обороты меняются при любом положении дросселя, даже под нагрузкой двигателя.
Такие датчики не ремонтируются, а меняются. Поэтому необходимо убедиться точно, что причина в нем. Часто причиной может быть загрязнение платиновой нити внутри прибора, ее можно почистить. Или причина подсоса воздуха через поврежденный воздуховод.
Подсос воздуха через трещины в шлангах и уплотнениях.
Много есть мест, откуда лишний воздух может попасть во всасывающий коллектор, минуя ДМРВ. Горючая смесь обедняется, обороты уменьшаются, мощность падает. ЭБУ пытается исправить эти ошибки. Происходит сбой в системе, частота оборотов и «тяга» не соответствуют заданным параметрам. На панели аварийная лампочка «Проверьте двигатель» не горит. Из этого вывод: датчики работают, а ДВС где-то подсасывает воздух.
Есть несколько мест подсоса воздуха, куда стоит обратить внимание, это:
- коллектор со своими прокладками, всевозможные стыки, прокладки под оборудованием, прикрепленным к коллектору;
- вакуумный усилитель тормозной системы и его шланги:
- блок дроссельной заслонки;
- вакуумные патрубки.
После устранения этих недостатков силовой агрегат будет работать в нормальном режиме.
Другие причины.
Автомобиль — сложная инженерная конструкция. В процессе эксплуатации износу подвергаются его агрегаты, узлы, системы, блоки. И описать все сочетания поломок невозможно.
Вот некоторые причины неправильной работы ДВС:
- Система зажигания с множеством своих «болячек».
- Форсунки, требующие профессионального ухода.
- Бензин низкого качества.
- Наличие воды в топливном баке.
- Топливные и воздушные фильтры засорены.
- Другое.
В каждом случае необходимо разбираться, выявлять причину и следствие. Если не получается самостоятельно, следует обратиться к специалистам СТО.
В этой статье, «Почему плавают обороты холостого хода на инжекторном двигателе ВАЗ 2107», упор сделан на поломку Регулятора ХХ. Если он сломан, то практически не ремонтируется. Лучше поменять. Самостоятельно это не сложно, имея новый РХХ и минимум инструментов.
Необходимые инструменты
Для смены регулятора нужно минимум инструментов:
- Две отвертки, крестовая и обыкновенная.
- Пассатижи или круглогубцы.
- Головка на 13 мм с воротком или торцовый ключ того же размера.
Замена регулятора холостого хода
Кроме инструмента необходимо подготовить кое-какой расходный материал. Прежде всего, сам регулятор. Прокладку дроссельного узла и резиновое кольцо для регулятора холостого хода. 300 миллилитров охлаждающей жидкости (придется долить) и ветошь.
Чтобы поменять РХХ, необходимо:
- Поднять капот, выключить «массу».
- Отсоединить привод акселератора от дросселя.
- Отсоединить все провода подходящие к регулятору и дросселю.
- Ослабить хомуты, и снять шланги подводящей и отводящей охлаждающей жидкости.
- Ослабить хомут на шланге «сапуна», и отсоединить шланг.
- Отсоединить патрубок подвода воздуха от дроссельного узла.
- Снять шланг отвода топливных паров с дроссельного узла.
- Открутить гайки крепления дроссельного узла к коллектору.
- Снять со шпилек дроссельный узел.
- Винты, крепящие регулятор, отвинтить.
- Регулятор снять.
Таким образом, снимается РХХ. Чтобы установить новый регулятор, все действия выполняются в обратном порядке. Прокладку и уплотнительное кольцо лучше брать новые.
Сразу после замены регулятора двигатель не заводить. Необходимо включить зажигание, выдержать 20 -30 секунд, выключить зажигание. Это время даст возможность откалибровать РХХ в ЭБУ. После этого можно заводить двигатель.
Как правило, при запуске обороты холодного двигателя будут повышены, где-то 1500 об/мин, при прогреве понизятся до 800 об/мин.
На видео наглядно показано, как можно устранить одну из причин при плавании оборотов холостого хода на инжекторном ВАЗ 2107:
Датчик холостого хода автомобиля ВАЗ 2107 инжектор
Достаточно часто нарушение холостой работы ДВС в седьмой модели Жигулей связано с выходом из строя регулятора холостых оборотов. Поломка появляется, если в авто установлен датчик холостого хода ВАЗ 2107 для инжектора, и в карбюраторной схеме подачи топливной смеси клапан, отвечающий за подачу, периодически выходит из строя.
Особенности для инжектора и карбюратора
Регулятор (датчик) холостых оборотов относится к топливной системе ДВС с распределенным впрыском. Предназначение детали — открывать воздушный патрубок в ресивер при закрытой задвижке дросселя в строго определенных границах.
Конструктивно РХХ на ВАЗ 2107 это электромотор, который состоит из статора, магнитного ротора и подпружиненного штокового механизма с запирающим наконечником. Контролируется датчик ЭБУ, открывая заслонку на определенную площадь.
Для карбюраторных двигателей используется иная схема работы электроклапана. Регулятор устанавливается в карбюратор, в его основе лежит электромагнит с запорной частью. При подаче напряжения с ЭБУ, клапан отдает проход в топливном жиклере.
Расположение датчика на ВАЗ 2107
В инжекторных двигателях датчик расположен на впускном коллекторе в блоке дросселя.
В карбюраторных моторах электромагнитный клапан регулировки расположен в блоке агрегата.
Признаки поломки
Не всегда нарушение в работе двигателя во время холостого хода связано с неисправностью топливной системы. Для карбюраторных моторов, где используется классическая схема зажигания, прыгающий ход в 70 % случаев связан с поломкой группы контактов и неправильной настройкой карбюратора.
Работает магнитный клапан карбюратора только при включенном зажигании. Поэтому перед ремонтом детали проверяется качество подачи питания на центральный провод карбюратора и целостность цепи. Причины нестабильных холостых оборотов мотора:
- Карбюратор забит грязью.
- В РХХ перегорела обмотка.
- Забитые жиклеры, топливный или воздушный фильтр.
- Неправильная настройка карбюратора.
Первые признаки того, что сгорел рхх на моторе с распределенной системой впрыска:
- Нестабильная работа ДВС (глохнет, если отпускается акселератор, троит).
- Обороты плавают (снижаются или увеличиваются).
- Снижается мощность мотора, чувствуется сложный старт.
Если регулятор сгорел, сигнальная система ЭБУ ДВС не выводит на доску приборов ошибку CHECK, поэтому диагностику детали проводят по симптомам при проверке системы.
Диагностика электропроводки РХХ
Перед заменой или чисткой детали, мультиметром проверяется питающая цепь.
Порядок прозвона цепи по шагам:
- Определить в блоке электрокабелей провода датчика.
- Отсоединить колодку, включить зажигание.
- Перевести мультиметр в режим вольтметра, соединить щуп «минус» на массе (кузов авто).
- Плюс поочередно приложить к выходу «А», «Д».
Если вольтаж аналогичен параметрам бортовой электросети (ок. 12 В), питающая цепь в порядке. Если напряжение менее 10 В или его нет вообще проверяется проводка авто.
Замена
Диагностика, чистка и замена дхх проводится после демонтажа блока дросселя с авто.
С демонтированного узла аккуратно вынимается датчик, и проводится его осмотр. Для проверки работоспособности дхх используют тестер, переведенный в режим омметра. Порядок диагностики по шагам:
- Установить на тестере измерительный диапазон 0-200 Ом.
- Присоединить щупы к выводам, сначала на «А» и «В», затем «С» и «Д». Рабочий элемент покажет значение в границах 50-53 Ом.
- Провести замер между противоположными парами: «А» и «С», затем «В» и «Д». На исправном агрегате показания прибора должны стремиться к бесконечности.
Если электропараметры в норме, проводится замер штока — длина вылета не должна превышать 22 мм.
Если наблюдается заклинивание штока, его размер увеличен, нет оптимальных показателей мультиметра, деталь меняют. Ремонтировать датчик не целесообразно.
Особенности настройки карбюраторных моторов
В двигателе ВАЗ 2107 карбюратор используется нераспределенная схема подачи топливной смеси, датчик холостого хода как таковой в системе отсутствует, проверяется работа всего блока электромагнитного клапана: жиклеров, подпружиненного механизма и качество питания.
Неисправности устраняются промывкой карбюратора, чисткой жиклеров и каналов. Обязательным остается настройка уровня топлива в камере поплавка и проверка жиклеров на соответствие по маркировке, поскольку детали имеют разный типоразмер.
Видео по теме
Как проверить регулятор ХХ
Самостоятельная проверка исправности РХХ ВАЗ 2107 да и других моделей заключается в измерении напряжения на колодке подключения, проверки сопротивления между выводами датчика и измерение длины штока.
На рисунке ниже приведён рисунок устройства регулятора холостого хода. Привожу её, чтобы лучше понимать необходимые проверки.
Как видно на датчике присутствуют 2 обмотки. Это шаговый электродвигатель, одна обмотка которого выдвигает шток, вторая – втягивает. Обрыв этих обмоток, замыкание между витками или даже обмотками говорит о его неисправности.
Ремонту регулятор не подлежит и при выявлении неисправности, необходима его замена.
Для проведения проверки регулятора необходим мультиметр и штангенциркуль (или линейка).
- Для начала нужно отсоединить колодку и включив зажигание проверить наличие напряжения на клеммах A и D. Оно должно быть равно напряжению бортовой сети. Его отсутствие может говорить о неисправности ЭБУ или цепи питания РХХ. Иногда в ЭБУ обрывается резистор и питание не поступает.
- Далее, переводим мультиметр в режим измерения сопротивлений и смотрим сопротивление между обмотками A-B и C-D. Оно должно составлять около 52 Ом. В других положениях никаких сопротивлений не должно быть.
- Измерьте длину выдвинутого штока, она должна составлять 23 мм. Отклонение от неё так же говорит о неисправности.