После сильного нагрева двигателя ВАЗ-2115 возрастает вероятность его полного сгорания. Чтобы этого не случилось, необходимо постоянно контролировать систему охлаждения. Новички считают, что инжекторный механизм не требует регуляции, однако это не так – для двигателя ВАЗ-2115 инжектор ничего не меняется.
Уметь самостоятельно обслуживать систему охлаждения, исправлять дефекты и поломки – значит сэкономить определенную сумму средств и время. Контроля каких факторов требует устройство системы охлаждения ВАЗ-2115?
- Исправная работа всех компонентов.
- Степень герметичности.
Если существует хотя бы одна из проблем, указанных выше, пора приниматься за ремонт. Затягивать с ремонтными работами не стоит – двигатель слишком дорого стоит чтобы проводить с ним эксперименты и тем более ждать его сгорания.
Как работает система охлаждения ВАЗ-2115
В ВАЗ-2115 встроена та же система охлаждения, что и в других авто инжекторного типа. Принцип действия основан на теплообмене, который происходит с помощью жидкости. В качестве последней может выступать тосол, охлаждающий антифриз, на крайний случай вода, хотя специалисты не рекомендуют использовать последний вариант.
Схема системы охлаждения, встроенная в ВАЗ-2115, состоит из следующих ключевых компонентов, обозначенных на фото:
- электродвигатель;
- насос – обеспечивает движение залитой жидкости по всей системе;
- радиатор;
- термостат – регулирует деятельность всех составляющих конструкции.
Циркуляцию по трубам охлаждающей жидкости обеспечивает центробежное насосное устройство. Включение и отключение датчика зависит от значений, показанных датчиком.
Важен также температурный режим, имеющийся в ВАЗ-2115. Если показатели превышают установленные 87 градусов, происходит следующее:
- клапан термостата приходит в действие и открывается;
- жидкость для охлаждения выходит на большой круг циркуляции, который предполагает проход по трубам через двигатель и охлаждение последнего;
- приходит в рабочее состояние вентилятор, он начинает подавать воздушный поток на решетку радиатора, а это способствует уменьшению температуры.
Среди всех компонентов охлаждающей системы специалисты называют самый важный, без которого целостный механизм не мог бы работать исправно – это клапан, идущий от термостата. Состоит деталь из технического воска, деформирующегося под определенными температурами. Именно так обеспечивается объем подачи охлаждающей жидкости, регулируется интенсивность остывания.
Причины поломок системы охлаждения ВАЗ-2115
Ничто не вечно, поэтому система охлаждения тоже может сломаться. Справиться с неисправностью может каждый автолюбитель, сделать это своими руками несложно, тем более вы теперь знаете, как выглядит и работает схема охлаждающего устройства ВАЗ-2115.
Для начала следует точно определить возникшую проблему, это может быть:
- Неверное срабатывание термостата. Проверяем термостат на исправность: запускаем двигатель ВАЗ-2115 и ждем пока температура двигателя достигнет 97 градусов. Теперь ощупайте нижний патрубок, находящийся под термостатом: если он холодный, сломался клапан термостата.
- Не хватает уровня охлаждающей жидкости или старую отработанную субстанцию нужно заменить на новую. Антифриз легко заменить, не прибегая к помощи профессионалов: подставив под машину емкость, слейте старый антифриз, затем хорошенько пройдитесь по системе охлаждения, очистив ее от грязи специальными моющими средствами, их можно приобрести в автомагазине. Осталось залить новую жидкость. ВАЗ-2115 инжектор проще в обслуживании, чем машина с радиатором. Чтобы слить жидкость при радиаторном устройстве, воспользуйтесь такой инструкцией:
- снимите с двигателя защиту;
- отодвиньте регулятор температурного режима печного отопителя влево, переставив на самую высокую температуру;
- откройте крышку расширительного бачка;
- подставьте под радиатор тару, оставьте в открытом положении сливную пробку и слейте старый антифриз (берясь за сливную пробку, делайте это бережно, иначе есть вероятность заливания генератора);
- 10 минут и антифриз слит, можно заливать новый тосол.
- Нарушение герметичности системы охлаждения ВАЗ-2115. В замкнутом пространстве температура для закипания достигает 130 градусов, а в нормальных условиях составляет 108 градусов. Как видите, недостаточная герметичность провоцирует плохую работу системы охлаждения.
Как можно решить эту проблему? Купить специальный антифриз, но при этом внимательно читайте на упаковке состав – в средстве для охлаждения должны присутствовать флуоресцентные добавки. Эти компоненты обеспечивают подсветку в ультрафиолете, благодаря которой определить трещину становится намного легче, чем вслепую.
Теперь вы знаете точную схему системы охлаждения ВАЗ-2115 и сможете справиться с устранением поломок самостоятельно. Если не уверены в своих силах, заручитесь помощью друга и приступайте к ремонту.
Монтаж системы охлаждения двигателя
Определенные элементы системы охлаждения, уже смонтированные на моторе, и манипуляции над ними ранее были мной подробно описаны согласно порядку сборки. Для полноценного представления о всех составляющих и системы в целом рекомендую прочесть запись о помпе и подводящей трубе, а также запись об установке термостата от автомобиля Лада Гранта.
Перед инсталляцией силового агрегата на автомобиль, основной радиатор охлаждения двигателя и система его принудительного обдува уже были установлены на свое место. Так как взамен серийного вентилятора охлаждения я использовал сдвоенные вентиляторы от автомобиля ВАЗ 21214 (Нива), то пришлось немного изменить систему крепления радиатора на кузове, а также изготовить опоры для вентиляторов.
При выборе нового радиатора свое предпочтение отдал “медному” цельнопаянному, производства Оренбургского завода радиаторов. Приобрел его в ноябре 2013 года в интернет-магазине clubturbo. Цена радиатора на тот момент составила 2470 руб.
Как известно, серийно радиатор устанавливается на три резиновых подушки, одну верхнюю (1111-1302060) и две нижних (2108-1302060-20). После попытки монтажа по такой схеме, радиатор контактировал с кузовом автомобиля в указанных на следующем фото местах.
Возможно это особенность именно этих медных радиаторов, точно утверждать не берусь, потому как не помню на каких подушках был установлен мой прошлый алюминиевый. Но в любом случае в данной ситуации есть простое решение — это замена нижних подушек двумя верхними, как я собственно и сделал. Получилось просто идеально.Далее пришлось придумать новое верхнее крепление. Решил данную задачу изготовлением стальной пластины с тремя отверстиями. По двум из которых пластина жестко крепится к кузову, а в третье отверстие устанавливается резиновая втулка электродвигателя радиатора (2103-1308030), через которую и осуществляется верхнее крепление радиатора.
Теперь радиатор был достаточно надежно зафиксирован на кузове. Добавлю ещё то, что данный радиатор имеет отверстие для установки датчика включения вентилятора (2108-3828010) используемый с карбюраторными моторами. Не мой случай, но всё же пришлось купить новый в качестве заглушки. При желании можно задействовать его в роли резервного.Над конструкцией крепления вентиляторов, которые также приобрел на сайте магазина clubturbo в марте 2014 года по цене 2300 руб., пришлось в меру поразмыслить. Исходя из специфики работы данного узла, при которой как известно имеет место вибрация, опоры должны были иметь демпфирующие свойства для минимизации передачи на кузов нежелательных колебаний, а также иметь эстетический внешний вид. После нескольких примерок по месту, примерно представил будущую конструкцию опор. Без доработок кузова конечно не обошлось. Был вынужден спилить два кронштейна с номерами 21093-8401045 и 21093-8401044. Даже не знаю их предназначение, но предполагаю, что использовались они на первом поколении Самар. Кто владеет стопроцентной информацией по этому поводу, прошу в комментарии.
По итогу, крепление вентиляторов состояло из верхних и нижних опор. Нижние включали в себя два столбика шестигранного профиля каждый из которых с одной стороны имел резьбовое отверстие М6 на торце, с другой цилиндрический шип с наружным диаметром равным наружному диаметру втулки дистанционного крепления 21030-1308031, и также имеющий резьбовое отверстие М6 на торце. Одной стороной столбики крепятся к кузову болтом через имеющиеся отверстия в нижней части рамки радиатора, другой стороной через кастомные резиновые втулки к корпусу вентиляторов.
Исходными деталями для изготовления вышеуказанных втулок (демпферных опор) послужили: уплотнитель трубки указателя уровня масла 2112-1009078 и втулка упора капота 2108-8407134. Подвергнув эти детали незаурядной доработке с помощью канцелярского ножа и наждачного круга, получился результат едва отличимый от заводского исполнения.
От втулки упора капота необходима лишь шляпка большего диаметра. Аккуратно отрезав её, также доработал на заточном станке. В дальнейшем она устанавливается с лицевой стороны крепления корпуса вентиляторов, который также подвергся небольшой доработке. После демонтажа серийных металлических кронштейнов, с которыми он поставляется, пришлось рассверлить имеющиеся крепежные отверстия до диаметра равного диаметру отверстия под уплотнитель трубки указателя уровня масла в штуцере вентиляции картера 21120-1014213, с необходимой эксцентричностью.
Для осуществления верхнего крепления и при этом минимальной доработки кузова, были изготовлены два кронштейна Г-образной формы из прямоугольной стальной трубы по ГОСТ 8645-68. Способ крепления к кузову авто и корпусу вентиляторов осуществляется по принципу нижних опор.
Изначально, я планировал собрать систему на силиконовых патрубках, и даже приобрел таковые ещё задолго до начала сборки системы, причем целых два комплекта. Почему два?
Как выяснилось позже, первый (полный комплект) был предназначен для карбюраторного мотора. Каким образом я так пролетел, однозначно ответить сейчас не могу. Скорее всего тому способствовало отсутствие должного описания товара на сайте интернет-магазина clubturbo, а быть может попросту отсутствие на тот момент личного опыта в данном вопросе.
Второй комплект, был приобретен спустя некоторое время. Состоял он лишь из трех патрубков, так называемых патрубков основного радиатора. На этот раз комплект был предназначен для инжекторного двигателя. Но и это в полной мере не компенсировало совершенную мной оплошность.
Вскоре выяснилось, что один из патрубков отопителя из первого комплекта, так же требовал замены на аналогичный, но для инжекторного мотора. Потому как имеются различия в исполнении подводящих труб водяного насоса карбюраторного и инжекторного моторов. По сути серьёзной проблемы это не представляло, но в конечном итоге я отказался от системы на силиконе. И причин тому несколько, причем они следовали друг за другом с течением времени как снежный ком.
Первая причина, будем считать отсутствие необходимого патрубка отопителя. Вторая, это отсутствие уверенности в работоспособности самозатягивающихся хомутов с силиконовыми патрубками, так как они имеют довольно толстую стенку с несколькими слоями армирования.
Хоть и не быстро, но в дальнейшем мне всё же удалось продать оба комплекта и практически полностью компенсировать затраты на их приобретение.В конце концов я решил подобрать патрубки из тех, которые были представлены в продаже, обращая свое внимание на номенклатуру всего модельного ряда автомобилей ВАЗ. Подбирать патрубки от иномарок я не стал, чтобы в будущем не создавать себе лишние проблемы при возможной поломке. Весомее для меня было то, что патрубок от Лады можно купить практически сиюминутно и без особой финансовой нагрузки.
Первостепенная задача состояла в подборе патрубков для основного радиатора, так как систему отопления салона я даже не планировал монтировать, установив вместо этого шунт, используя в качестве него шланг от расширительного бачка. Подогрев дроссельной заслонки, я также проигнорировал хотя всё для его реализации было предусмотрено.
Отличным результатом стала следующая компоновка. В качестве подводящего патрубка радиатора я использовал нижнюю часть от отводящего патрубка радиатора автомобиля Лада Гранта 2190-1303010-10. Он идеально подошел по необходимому изгибу, а также внутренним диаметрам на концах. Хочу обратить внимание на то, что изначально данный патрубок со стороны подключения к радиатору имеет увеличенный диаметр, видимо у автомобиля Лада Гранта основные штуцеры радиатора имеют больший диаметр относительно основных штуцеров радиатора автомобиля Лада Самара. Именно этим концом патрубок был подключен мной к ранее установленному термостату 21900-1306010-00, другим соответственно к радиатору.
В роли отводящего патрубка я использовал патрубок радиатора автомобиля Лада Калина 1119-1303010, немного подрезав его со стороны подводящей трубы. На этот конец установил металлический тройник, который в свою очередь соединен с подводящей трубой через оставшийся обрезок от патрубка 2190-1303010-10.
Тройник приобрел в магазине запчастей автомобилей ГАЗ, потому как в остальных встречал лишь типоразмер 32х16х32. Как можно догадаться малый отвод предназначен для подключения к системе расширительного бачка.
Как можно заметить по последним фото, в местах соединения патрубков установлены самозатягивающиеся хомуты. Как и хотел, собрал всю систему на таковых, к том уже японских.
Устройство системы охлаждения показано
Источники
- drive2.ru/l/559905131919835155/
- ladaautos.ru/vaz-2115/sxema-sistemy-oxlazhdeniya-vaz-2115.html