Периодичность замены
Инструкция по эксплуатации авто ВАЗ 2109 и его модификаций рекомендует производить смену смазочной жидкости в КПП машины через 75 тыс. км пробега. В случае когда годовой пробег незначительный, такую процедуру проводят через пять лет эксплуатации машины.
Некоторые водители меняют смазочную жидкость через 12 месяцев эксплуатации, это не противоречит рекомендациям производителя авто, но экономически нецелесообразно. Так как современные расходные жидкости за такой срок не теряют свои качества. Но иногда может возникнуть необходимость во внеплановой замене масла, если произошла его утечка по каким-то причинам, а тип смазки неизвестен.
Выбор масла
Первые экземпляры ВАЗ 2109 имели в системе питания карбюратор и выходили с КПП, которая была четырехступенчатой. В ее картер заливали рекомендованную моторную смазку, которая обеспечивала работоспособность агрегата как в летнее время, так и зимой. После замены главной гипоидной передачи деталями косозубого зацепления потребовалось улучшенное масло. В таком качестве хорошо себя зарекомендовали смазки ТМ-1 и ТМ-2. Кроме того, было разработана и внедрена в производство трансмиссионная жидкость Лукойл ТМ-5.
- Рекомендуемое масло для ВАЗ 2109
Специалисты советуют использовать в трансмиссиях ВАЗ 2109 и их модификациях смазки, которые соответствуют стандартам API GL-4. Если владелец не знает, какая смазка в коробке его «Девятки», лучше всего использовать смазочную жидкость класса API GL-4. Соответствующим требованиям отвечают также масла ТМ-4 или ТМ-5-9П. К сожалению, последний тип смазочной жидкости найти в продаже проблематично, поэтому его можно успешно заменить маслом ТМ-4-12. Допускается использование жидкостей, которые соответствуют классу 75W-90, 80W-85, 80W-90 любых производителей, но при условии, что они имеют высокие показатели качества.
Контроль уровня и необходимый объем
Ремонт, вышедшей из строя КПП ВАЗ 2109, операция не из дешевых, поэтому проверять уровень смазочной жидкости следует регулярно. Специалисты рекомендуют делать это через каждые 5 тыс. км пробега или один раз в год. Если обнаружен низкий объем масла, его следует пополнить. Это позволит обеспечить длительный срок эксплуатации коробки.
Для проверки уровня масла в КПП нужно воспользоваться смотровой ямой или эстакадой. При этом разместить машину следует так, чтобы правая сторона несколько возвышалась. Это можно легко выполнить, если под колесо подложить доску, кирпич или другой подходящий предмет. После чего можно приступить к проверке уровня смазки в КПП «Девятки».
Обслуживаемые
Таким словом водители называют автомобили с пятиступенчатыми коробками передач, в которых имеется измерительный щуп, находящийся в моторном отсеке рядом с аккумуляторной батареей. Им контролируют уровень смазки. Перед извлечением щупа место вокруг него тщательно протирают от грязи и пыли, чтобы исключить возможность ее попадания в картер коробки. После этого щуп вынимают и протирают ветошью, далее его устанавливают на свое место. Теперь измеритель снова необходимо достать и посмотреть на след от трансмиссионной жидкости. Он должен находится между двумя метками, которые обозначены как MIN и MAX. Если это так, можно продолжать использование машины.
- Проверка уровня смазки щупом в КПП ВАЗ 2109
Инструкция по эксплуатации этого автомобиля предписывает заливать в трансмиссионный механизм не менее чем 3,3 литра жидкости. Специалисты рекомендуют несколько увеличить данный литраж смазки до 4. Они объясняют это тем, что детали пятой передачи находятся отдельно от основного механизма и периодически для них может наступать «масляный голод».
Необслуживаемые
Такое название имеют КПП первых выпусков ВАЗ 2109, которые не оснащались пятой передачей. Для контроля уровня смазочной жидкости в таких авто служит заливное отверстие. Чтобы проверить количество смазки, ключом на 17 немного отворачивают заливную пробку для стравливания давления воздуха. Если из отверстия появится смазка, это значит, что ее уровень в норме. В противном случае следует долить смазочную жидкость. Кроме этого, проверить достаточное ли количество смазки в агрегате можно через отверстие для установки привода спидометра. В него хорошо виден уровень жидкости, и не требуется доступ под машину.
По инструкции в коробку передач четырехступенчатых ВАЗ 2109 входит 3 литра масла. Но приобретать смазку также желательно в количестве 4 литров. Небольшой остаток жидкости может понадобиться для доливки в картер КПП в процессе эксплуатации машины.
Доливка масла
Сколько масла заливается в коробку ВАЗ 2109, уже известно, можно приступить к доливке. Процесс добавления смазки в необслуживаемые и обслуживаемые коробки отличается, это связано с конструктивными особенностями этих узлов. Важно учитывать, что добавлять следует только тот тип смазки, который используется в этой КПП.
В четырехступенчатые агрегаты смазку льют через заливное отверстие, до которого можно добраться только снизу моторного отсека. Процедуру выполняют шприцем для жидких масел. На его носик одевают гибкий шланг и фиксируют доступным способом на шприце. После чего приспособление вставляют в заливное отверстие и добавляют смазку. Лить масло в коробку необходимо до нужного уровня.
Для пятиступок этот процесс выполняется иначе. Добавить необходимое количество смазочной жидкости можно через отверстие измерительного щупа. Место его установки тщательно протирают ветошью от грязи, затем вынимают щуп из гнезда. Выполнять доливку удобно при помощи шприца, резиновой груши большого объема или воронки. Приспособление устанавливают в измерительное отверстие и добавляют нужное количество масла.
Замена масла своими руками
Выполнить эту операцию можно самостоятельно, так как особых сложностей при замене смазочной жидкости нет, специального оборудования или инструментов не понадобится.
Инструкцией о том, как поменять смазку в КПП ВАЗ своими руками, поделился канал ВАЗ 2101-2107 РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ.
Инструменты и материалы
Для замены необходимо приготовить следующее:
- Новую смазку для заливки в КПП. Объем жидкости зависит от конструкции механизма.
- Пустую емкость для сбора отработанной жидкости, вместимость которой должна быть немного более 3 литров.
- Ветошь.
- Ключи гаечные накидные на 12 и 17.
- Шприц со шлангом для КПП без щупа, воронку или резиновую грушу для коробок со щупом.
Перед началом работ надо прогреть смазку в трансмиссии, для этого достаточно проехать 10 км.
Сливаем масло
Прежде чем залить новую смазочную жидкость, необходимо слить отработавшее свой ресурс старое масло. Этот процесс занимает не более 15 минут.
Порядок действий будет таким:
- Машину устанавливают на подъемник или смотровую яму.
- Ветошью протирают пробки заливного и сливного отверстия.
- Ключом на 17 слегка отворачивают заливную крышку для выпуска воздуха из КПП.
- Пустую тару подставляют под сливное отверстие и отворачивают пробку.
- Сливают отработку, по окончании вытекания жидкости крышку устанавливают на место.
Пока сливается отработанная жидкость, осмотрите сливную пробку на наличие металлической стружки. Если она обнаружится, следует промыть картер КПП.
- Слив масла из КПП ВАЗ 2109
Заливаем новое масло
Алгоритм по заливке масла в обслуживаемые и в необслуживаемые КПП ВАЗ 2109 такой же, как и при доливке масла.
- Заливка свежего масла
Как еще можно залить смазку
Для того чтобы залить нужный объем свежей смазки, можно прибегнуть к еще одному способу.
Эта операция выполняется через место установки привода спидометра:
- Тщательно очищают место возле привода спидометра от различных загрязнений.
- Затем отворачивают гайку крепления троса спидометра.
- Привод спидометра отводят в сторону и прикрывают от возможного загрязнения.
- Выполняют заливку смазочной жидкости с помощью резиновой груши большого размера — чем она больше, тем быстрее пойдет процесс добавления.
Необходимый уровень трансмиссионного масла в коробке определяется по появлению смазки из заливного отверстия. Как только увидели струю жидкости, пробку заливного отверстия необходимо завернуть.
На видео от канала Домашний мастер можно узнать о процедуре замены масла в КПП ВАЗ 21099, которая аналогична процессу в ВАЗ 2109.
Цена вопроса
Если нет возможности самостоятельно заменить трансмиссионную смазку в «Девятке», владельцы обращаются в сервисные центры или СТО. Стоимость проведения такой операции определяется несколькими факторами и будет зависеть от типа смазки, количества жидкости, а также от категории сервисного центра. Цена 4 литров трансмиссионного масла на ВАЗ 2109 составляет примерно от 1300 руб. Плата за выполненную работу может варьироваться в пределах 300–500 рублей.
Последствия несвоевременной замены
Если не соблюдать периодичность замены смазки в КПП ВАЗ 2109, могут возникнуть следующие проблемы:
- Когда наступает «масляное голодание» в агрегате, ускоряется износ шестеренок, синхронизаторов и подшипников в коробке.
- Превышение срока использования смазки приводит к ухудшению ее технических характеристик.
- Происходят изменения химического состава масла, что неизбежно сказывается на качестве смазывания трущихся элементов.
- В результате ускоряется выход из строя деталей, продукты их износа в виде металлической стружки могут привести к заклиниванию коробки передач.
- Низкий уровень масла ухудшает охлаждение механизма КПП во время движения автомобиля.
Фотогалерея
На фото представлены масла, рекомендуемые к применению в коробке передач ВАЗ 2109.
- Масло Лукойл ТМ-4
- Масло LIQUI MOLY 75W-90
- Масло ZIC G-FF
Как залить масло в коробку на ВАЗ 2109?
Как следует из рекомендаций производителя, замену масла в КПП упомянутой модели необходимо производить как минимум один раз в пять лет или же после 75 тысяч километров пробега, если на авто есть инжектор. Как правило, количество масла остается неизменным достаточно длительное время, и в пятиступенчатой коробке передач ВАЗ-2109 оно составляет примерно 3,3 литра.
Тем не менее в плановом порядке масло все же необходимо со временем менять. Например, если вы заметили подозрительные звуки в работе, не стоит тут же спешить ехать на СТО, ибо проверить наличие необходимого объема масла в КПП, а также в случае необходимости заменить его, можно и самостоятельно.
Обслуживаемая коробка передач поставляется в комплекте со щупом, который беспрепятственно влазит в заливное отверстие. Именно им и можно проверить уровень масла, убедившись в достаточности его количества.
Производить замену масла лучше всего в гараже, оборудованном ямой, или в случае, если есть возможность воспользоваться подъемником. В комплект инструментов, необходимых для процедуры, входит следующее:
- накидной ключ на 17;
- воронка, через которую вы будете заливать масло;
- емкость для слива;
- специальный шприц (в том случае, если коробка необслуживаемая, и лить через воронку не получится);
- ветошь для обтирания щупа.
Для слива масла следует спуститься в яму, прихватив заранее заготовленный ключ, надорвать пробку заливного отверстия, подставив под него емкость, и руками открутить болт. По времени процесс слива может занять до пятнадцати минут.
После этого необходимо закрутить болт, подняться наверх и, если коробка обслуживаемая, вытащить щуп из заливного отверстия, в которое при помощи воронки предстоит залить новое масло.
Если коробка передач необслуживаемая, процесс заливки будет затруднен, и вместо воронки можно использовать специальный шприц или шланг малого диаметра. Также масло реально залить через отверстие привода спидометра. Для этого автовладельцу понадобится клизма большого объема, что ускоряет процесс.
Подводя итоги, можно отметить, что процесс замены масла в коробке передач ВАЗ-2109 не является сложной задачей, в особенности для опытных автолюбителей, и не требует привлечения специалистов автосервиса. Достаточно лишь знать некоторые особенности того, как следует это делать, и иметь под рукой необходимый инструментарий, а также новое масло. Главное – производить эту процедуру вовремя, не дожидаясь, когда ваш железный конь начнет сам напоминать об этом характерными звуками и неисправностями.
Как залить масло в коробку на ВАЗ 2109?
Трансмиссионное масло служит для смазывания механических компонентов коробки переключения передач. За счет него конструкция служит дольше, надежнее, предотвращается трение металлических элементов друг от друга.
Виды
Для КПП используют сегодня различные масла, каждое из которых имеет свои особенности.
Тип масла | Особенности |
Синтетические | Наиболее дорогие, высокоэффективные трансмиссионные масла. Они обеспечивают надежную, длительную работу коробки. Но приобретать их для ВАЗ 2109 нецелесообразно, поскольку больше такое масло подходит для дорогих импортных автомобилей или более современных отечественных машин. |
Полусинтетические | Оптимальный выбор для ВАЗ 2109 и дешевых иномарок. Такое масло сохраняет работоспособностей шестерней КПП, продлевает срок их службы. При высоком уровне качества полусинтетика имеет привлекательную для владельцев девятки стоимость. Меняют каждые 75 тысяч километров пробега. |
Минеральные | Самые дешевые трансмиссионные масла, которых лучше избегать даже для ВАЗ 2109. В определенной степени они выполняют свои функции, но рекомендовать их нельзя. Если альтернативного решения нет, как временную замену синтетике или полусинтетике использовать можно. |
Количество
Мы определили, какое масло лучше всего заливать в коробку передач девятки, теперь определим, сколько смазки в КПП модели ВАЗ 2109.
Во многом количество заливаемого масла зависит от того, проводите ли вы полную его замену или частичную. Объем смазывающей жидкости в КПП составляет примерно 3 литра. Между частичной и полной заменой советуем делать выбор в пользу полной.
Заливая смазку в коробку передач, ориентируйтесь по щупу. Оптимальное наполнение картера трансмиссии — это отметка между минимальным и максимальным уровнем на щупе.
Особенности замены
Теперь переходим непосредственно к процедуре по замене трансмиссионного масла. Задача не сложная, но и легкомысленно подходит к этому вопросу не стоит.
Для начала ознакомьтесь с общими рекомендациями:
- Всегда держите наготове сухую ветошь, чтобы протереть щуп, извлекая его из катера;
- Перед проверкой уровня смазки прогрейте машину, попереключайте 1-2 передачи;
- Проверять уровень смазывающего вещества необходимо перед и после замены;
- Если ваш ВАЗ 2109 не оснащен щупом, ориентируйтесь по нижней кромке маслозаливного отверстия. Жидкость должна доходить до этой кромки, но не быть выше или ниже данной отметки.
Для коробки передач недолив смазки так же плох, как и перелив. Всегда старайтесь получить золотую середину, чтобы КПП могла работать максимально эффективно, долго и надежно.
Щуп. Есть или нет?
Автомобили ВАЗ 2109 производили в период с 1987 года по 2011 год. За это время вносились определенные корректировки в конструкцию автомобиля и в том числе это коснулось коробок передач.
Потому сейчас девятки встречаются как с щупом, так и без него. Из-за этого процедура замены смазки в КПП может несколько отличаться.
Более ранние версии ВАЗ 2109 не имеют щупа, но получили заливное отверстие, закрытое пробкой. Чтобы до него добраться, придется залезать под автомобиль. Поздние версии ВАЗ 2109 получили щуп и заливное отверстие, расположенные сверху. Чтобы залить смазку, необходимо просто поднять капот.
Этапы замены
Весь процесс замены смазывающего вещества в коробке передач можно разделить на три основных этапа:
- Проверка уровня смазки;
- Слив старого масла;
- Заливка нового смазывающего вещества в коробку.
Пройдемся по каждому этапу отдельно.
Проверка уровня
Проверить текущий уровень масла в КПП не сложно вне зависимости от того, есть у вас щуп или нет.
Если щуп отсутствует, проверять будем пальцем. Делается это следующим образом:
- Под машиной открутите заливную пробку с КПП;
- Если после этого жидкость начала вытекать, уровень достаточный. Если нет, вставьте в отверстие палец. Почувствовав жидкость на уровне кромки заливного отверстия, можно говорить об оптимальном количестве смазки;
- Наглядно можно слить всю смазку и по ее количеству в емкости определить, сколько жидкости было в системе.
При наличии щупа все просто:
- Выкрутите пробку, на которой закреплен измерительный щуп;
- Вытрите его сухой тряпкой;
- Вставьте обратно в коробку. При этом машина должна быть на ровной поверхности и в состоянии покоя;
- Доставайте щуп и смотрите, что показывает измеритель. На нем имеются отметки Min и Max. Оптимально, если масло окрасило щуп до максимальной отметки, но не выше нее.
Чтобы новая смазывающая жидкость в КПП работала эффективно, первым делом придется избавиться от старой. Сливается трансмиссионное масло достаточно легко.
Слив
Для слива смазки из КПП нужно:
- Снять с сапуна резиновую пробку, зачистить сапун проволокой и закрыть его пробкой. Так вы сможете выровнять давление внутри коробки передач.
- Открутить болтовую пробку слива. В старых и обновленных версиях ВАЗ 2109 эта пробка располагается одинаково — в нижней части коробки.
- Слейте масло в подготовленную заранее тару объемом около 5 литров.
- Слив всю смазку, надежно закрутите обратно сливную пробку.
На прогретом двигателе жидкость из КПП будет стекать быстрее и эффективнее. Но при этом соблюдайте меры безопасности. Все же вы работаете с горячим маслом.
Замена
Теперь мы дошли до момента, когда потребуется залить новую смазку. Какую именно, мы уже определили.
- Открутите заливную пробку, расположенную снизу;
- С помощью шприца заполните постепенно картер коробки передач свежим маслом;
- Доливайте до тех пор, пока жидкость не окажется на уровне кромки заливного отверстия;
- Закройте пробку.
Важное отличие имеют коробки передач на ВАЗ 2109 с 5 скоростями. Для них требуется заливать примерно на 300-350 миллилитров смазки больше. Иначе при работе в режиме 5 передачи КПП будет испытывать масляный голод.
Чтобы долить необходимое дополнительное количество смазывающей жидкости в пятиступенчатую коробку, сделайте следующее.
- С помощью домкрата приподнимите заднюю часть автомобиля. Так дополнительный объем смазки не будет выливаться.
- Пока машина приподнята, долейте необходимое количество масла.
- Закройте пробку и только после этого возвращайте автомобиль в горизонтальное положение.
Замена через щуп
Многие справедливо считают, что удобнее всего менять масло в коробке через щуп. Инструкция на этот случай такая.
- Поднимите капот;
- Открутите пробку со встроенным щупом;
- Через воронку или с помощью шприца залейте в отверстие жидкость;
- По мере наполнения проверяйте щупом, до какого уровня вы уже доли;
- Когда получите масло на отметке МАХ, больше доливать смазку не нужно;
- Закрутите щуп на место.
Промывать КПП или нет перед заменой — решайте сами. Ориентируйтесь на текущее состояние старой сливаемой смазки. Периодическая промывка лишней не будет.