Выпуск легковых автомобилей 9-го и 10-го семейства давно прекращён, но они всё ещё пользуются устойчивым спросом на вторичном рынке. Человек, решивший купить недорогой, но относительно совершенный автомобиль, обязательно обратит внимание на популярные в своё время ВАЗовские автомобили с передним приводом. Сразу возникнет проблема выбора: «Что лучше – девятка или десятка?».
Автомобили девятого семейства
Девяткой называют автомобиль из семейства отечественных переднеприводных легковушек, выпускавшихся на Волжском автозаводе на основе базовой модели ВАЗ-2109 «Спутник».
Наиболее массовыми и популярными в народе были автомобили 4-х моделей:
- ВАЗ-2109 (базовая модель), двигатель карбюраторный ВАЗ-2108 с рабочим объёмом 1300 см3, годы выпуска 1987 -1997 год.
- ВАЗ-21091 (модификация), двигатель карбюраторный ВАЗ-21081 с рабочим объёмом 1100 см3, годы выпуска 1987 — 1997 год.
- ВАЗ-21093 (модификация), двигатель карбюраторный ВАЗ-21083 с рабочим объёмом 1500 см3, годы выпуска 1988 — 2006 год.
- ВАЗ-21093i (модификация), двигатель инжекторный ВАЗ-21083i или ВАЗ-2111-80 с рабочим объёмом 1500 см3, годы выпуска 1994 — 2004 год.
Всего произведено 1615000 автомобилей.
ВАЗ-2109 имел пятидверный кузов хэтчбэк, вместимостью на пять человек, переднюю подвеску «Макферсон», заднюю поперечную балку и механическую трансмиссию. Трансмиссия комплектовалась КПП с пятью передачами, однодисковым сухим сцеплением, главной передачей, дифференциалом конического типа, двумя приводными валами (левый и правый) с поворотными ШРУСами.
Инжекторный мотор ВАЗ-2111 имел мощность 78 л.с. и максимальный крутящий момент в 118 Н·м. До скорости 100 км/час машина разгоняется за 12,5 сек. Максимальная скорость — 156 км/час. Ресурс двигателя около 200000 км пробега. Дорожный просвет 160 мм при колёсной базе в 2460 мм. Масса автомобиля в снаряжённом состоянии — 920 кг, при полной нагрузке – 1345 кг. Бензобак вмещает 43 литра топлива. Салон имеет багажный отсек объёмом 330 литров, возможность трансформации со складыванием задних сидений увеличивает багажное пространство в два раза – до 640 литров.
Тип топлива – бензин с октановым числом не ниже АИ-95. Расход топлива по шоссе составляет 5,7 л/100 км, в городском цикле – 10,0 л/100 км, в смешанном режиме – 7,8 л/100 км.
Колёса имеют шины размером 175/70 R13. Спереди установлены дисковые тормоза, а сзади барабанные.
Стекло задней двери имеет электрический подогрев. Сильно заносится пылью и грязью во время движения, для борьбы с этим явлением оборудовано стеклоомывателем и стеклоочистителем. Даже в люксовой комплектации автомобиль имеют только тканевую обшивку салона. Инжекторные автомобили имеют дополнительную защиту от угона в виде штатного иммобилайзера.
Изначально автомобили имели название «Спутник», машины на экспорт назывались «LadaSamara». Потом название «Лада Самара» перекочевало и на внутренний рынок.
Автомобили десятого семейства
Выпуск автомобиля начат в 1996 году. Модель ВАЗ-2110, для нашего автопрома того времени, стала хоть и небольшим, но «шагом вперёд». Впервые на модели были штатно установлены бортовой компьютер, гидроусилитель (электроусилитель) руля, электрические стеклоподъёмники, подогрев сидений, кондиционер (опционально). За счёт оцинковки некоторых деталей «жестянки» и улучшения технологии окраски, кузов заиграл новыми оттенками, стал более стойким к коррозии.
Наиболее массовыми признаны пять моделей:
- ВАЗ-21100 (базовая модель) с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083 объёмом 1500 см3, выпускалась с 1996 по 2000 год.
- ВАЗ-21101 (модификация) с инжекторным восьмиклапанным двигателем ВАЗ-21114 объёмом 1600 см3, выпускалась с 1996 по 2007 год.
- ВАЗ-21102 (модификация) с инжекторным восьмиклапанным двигателем ВАЗ-2111 объёмом 1500 см3, выпускалась с 1996 по 2007 год.
- ВАЗ-21103 (модификация) с инжекторным 16 клапанным двигателем ВАЗ-21120 объёмом 1500 см3, выпускалась с 1999 по 2007 год.
- ВАЗ-21104 (модификация) с инжекторным 16 клапанным двигателем ВАЗ-21124 объёмом 1600 см3, выпускалась с 2004 по 2007 год.
ВАЗ-2110 это пятидверный седан на пять человек. Передняя подвеска независимая типа «Макферсон», задняя — поперечная торсионная балка. Оснащена механической трансмиссией с пятиступенчатой КПП.
Двигателель ВАЗ-2111, мощностью 78 л.с. с крутящим моментом 118 Н·м разгонял ВАЗ-21102 до скорости 100 км/час за 14 сек, двигатель ВАЗ-21124, мощностью 89 л.с. – за 12 сек. Максимальная скорость модели 21102 — 167 км/час, 21104 – 180 км/час. До капитального ремонта двигатели выхаживали в среднем около 200000 км. Дорожный просвет 165 мм при колёсной базе в 2492 мм. Масса снаряжённого автомобиля без нагрузки 1040 кг, при полной нагрузке – 1515 кг. Запас топлива – 43 литра. Объём багажника — 450 литров.
Топливо – бензин АИ-95. Расход бензина по шоссе – около 5,5 л/100 км (двигатель ВАЗ-21124), в городском цикле – 7,7 л/100 км, в смешанном режиме – 7,2 л/100 км. Расход по двигателю ВАЗ-2111 составляет соответственно – 5,3/8,6/7,2 л на100 км.
На машину установлены колёса с шинами размером 175/65 R14. Передние тормоза дисковые, задние барабанного типа. Инжекторные автомобили оборудованы иммобилайзером и бортовым компьютером.
Качество сборки автомобиля очень низкое. В целом машина надёжная, но постоянные отказы по мелочам, скрип и дребезг пластика в салоне раздражают, как водителя, так и пассажиров.
В начале 2000-х ВАЗ-2110 был в нашей стране самым востребованным и популярным автомобилем. С 2007 года начался выпуск глубоко модернизированной модели десятки в лице автомобиля Лада-Приора, пик потребительского спроса сместился.
Общие свойства
Девятка и десятка – это очень разные автомобили, но, несмотря на это, они имеют много общего. Основными свойствами, свидетельствующими о родственности происхождения машин, являются:
- Полная унификация и взаимозаменяемость многих узлов, деталей, агрегатов.
- Одинаковый тип ГСМ.
- Сопоставимые динамические характеристики по общим двигателям.
- Практически одинаковый расход топлива.
- Общая сеть сервисного обслуживания.
- Примерно равная средняя стоимость машин на вторичном рынке по сопоставимым комплектациям и годам выпуска.
Сравнение моделей
- Главным отличием моделей является кузов. У «десятки» он выглядит гораздо современнее, имеет лучшую шумоизоляцию и внутреннюю практичность.
- Дорожный просвет машин десятого семейства на 5 мм больше, чем у «девяток». Но пользы от этого мало – увеличенная на 32 мм база полностью нивелирует это преимущество.
- Визуально салон ВАЗ-2110 шокирует своей теснотой после пересадки в него из ВАЗ-2109. Но это не совсем так. По габаритным размерам практически ничего не изменилось, пространство для водителя с пассажирами не уменьшилось, скорее увеличилось. Для удобства посадки сиденья у «десятки», как и размер дверного проёма, стали выше на 1,5 см. Общая высота машины увеличилась на 18 мм, а ширина кузова на 30 мм. Однако высокие люди чувствуют себя в кузове «девятки» более комфортно.
- Багажник у машин десятого семейства почти на треть больше, чем у девятого. К тому же он полностью изолирован от салона, для удобства центральный подлокотник заднего ряда сидений откидывается, предоставляя прямой доступ из салона в багажник. Погрузка багажника «десятки» более удобна за счет отсутствия порожка.
- Передние сиденья ВАЗ-2110 отличаются усиленной боковой поддержкой. Обзорность лучше у ВАЗ-2109.
- Подвески и трансмиссии обеих машин идентичны и созданы для плохих российских дорог. Лучшей звукоизоляцией отличается салон «десятки».
- Аэродинамические параметры «десяток» лучше, чем у «девяток» за счёт плавных и обтекаемых изгибов кузова. По этой же причине средний расход топлива по сопоставимым силовым агрегатам у ВАЗ-2110 ниже, чем у ВАЗ-2109.
- При одинаковых двигателях машины девятого семейства динамичнее своих соперниц. Сказывается меньший общий вес.
- В управлении «девятки» более остры и предсказуемы, чем «десятки», однако очень склонны к заносам в повороте. «Десятка» имеет плохую реакцию на рулевом колесе, но в крутых поворотах ведет себя более уверенно, срыв осей на скольжение наступает в более критичных условиях. ВАЗ-2110 отличается большей плавностью хода и меньшей продольной и поперечной раскачкой, благодаря увеличенной базе и ширине колеи.
Что выбрать?
Многое в этом вопросе зависит от степени консерватизма или оптимизма конкретного потребителя. Сами машины очень похожи по техническим характеристикам и одновременно сильно отличаются по конструктивным элементам кузова, салона и по внешнему виду. Облик «десяток» более современен и гармоничен для настоящего времени. «Девятки» отличаются более утилитарным, примелькавшимся внешним видом.
Тем, кто ценит внешний вид и более высокий уровень комфорта стоит остановить свой выбор на автомобилях десятого семейства. При этом предпочтение необходимо отдать машинам с 16-ти клапанным двигателем ВАЗ-21124. Стоимость такого авто в хорошем состоянии будет выше стоимости «девятки» аналогичной комплектации и года выпуска на 30-50 тыс. руб. Указанные выше преимущества достойны такой разницы в цене.
Любителям динамичной и манёвренной езды по трассе и в городе лучше подойдёт ВАЗ-2109 с инжекторным двигателем ВАЗ-2111. Хороша эта машина и в путешествиях по просёлочным и лесным дорогам.
В качестве второго автомобиля для нечастых поездок по хозяйственным делам лучше всего приобрести «девятку» с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083. Эти машины славятся своей неприхотливостью, надёжностью и ремонтопригодностью. Удобный трансформируемый салон с погрузкой через обширный задний дверной проём наилучшим образом обеспечивает потребности сельского жителя, охотника, рыболова, любителя отдыха на природе.