Сегодня обнаружил что при повышении температуры не срабатывает вентилятор радиатора. выкинуло тосол через расширительный бачок. температура была всего 90. Подумал что крышка бачка не работает. Заменил крышку. ничего не изменилось.
Туда сюда. И тут было обнаружено что не работает вентилятор. опять же первая мысль, что сгорел. Подключил на прямую к аккумулятору — работает. Всё. Решил менять датчик включения вентилятора. Поехал на базар. И заодно чёт меня дёрнуло купить датчик температуры двигателя.
Запчасти на фото: LS0103
Потом сразу, как всегда, в гараж. Замена заняла не много времени. старый быстренько открутил, новый сразу на место. и так 2 датчика. Который на радиаторе легко дался. расположен удобно.
А второй вообще не удобно расположен.
Пришлось немного повыёживаться чтобы его открутить и закрутить. Минут 15 и датчики установлены. с минимальной потерей тосола.
А вот и старые датчики.
После замены, сразу завёл машину. И давай ждать температуру 90+. минут 5 и оппа, включился вентилятор. Открылся термостат. А со старым датчиком термостат открывался где-то 70-75 градусов. Грешил на термостат. То что рано открывается. А оказывается вся проблема была в датчике.
Так что старый датчик врал градусов на 15-20. Теперь всё ок. Стабильная температура 90 градусов.
Замена датчика температуры охлаждающей жидкости на ВАЗ 2109 (инжектор)
На любом автомобиле, включая ВАЗ 2109, датчик температуры охлаждающей жидкости играет огромную роль, поскольку во многом обеспечивает должную, эффективную работу охладительной системы мотора.
Расположение
Чтобы отремонтировать или поменять датчик температуры ОЖ, первым делом необходимо знать о его расположении.
В автомобилях ВАЗ 2109 ДТОЖ располагается между термостатом и головкой блока цилиндров. Устройство имеет два контакта, один из которых служит для показаний ЭБУ, а второй обеспечивает включение вентилятора.
Стоит также отметить, что возле ДТОЖ располагается одноконтактный датчик, которые достаточно часто путают между собой.
Основная функция ДТОЖ заключается в охлаждении жидкости. Чем холоднее она будет, тем богаче окажется поступаемая в двигатель топливовоздушная смесь.
Неисправности
Существует несколько основных неисправностей, которые приводят к выходу из строя датчика температуры охлаждающей жидкости. А именно:
Внутри датчика имеется электрический контакт, который может порваться либо покрыться трещинками. Если контакт порван, это приводит к полному сгоранию регулятора. При наличии трещин датчик еще может функционировать, но отсутствие должного контакта не позволяет передавать точную информацию об охлаждающей жидкости;
Нарушена изоляция датчика. При плохой изоляции проводки возникают замыкания. Они, в свою очередь, становятся причиной сгорания устройства;
Около датчика обрываются провода. Из-за этого регулятор не может включать вентилятор, что приводит к перегреву автомобиля.
В летний период времени отказ в работе ДТОЖ замечают редко, но зимой существенно усложняется запуск мотора.
Признаки поломки
Как можно определить, что датчик температуры ОЖ перестал нормально работать или перегорел полностью?
Вентилятор охлаждения включается произвольно даже при нормальной температуре двигателя. Но на самом деле вентилятор должен включаться только тогда, когда силовой агрегат перегревается.
На горячую сложно завести мотор. Система охлаждения отвечает за регулирование температуры, но неисправный датчик не позволяет получить объективные данные и сигнал о запуске того или иного режима работы.
Заметно повышается расход топлива. Это вызвано перегрузкой двигателя, которому приходится ехать при повышенных температурах. Из-за этого растет потребление горючего.
Прежде чем делать окончательные выводы относительно поломки или нарушения работоспособности ДТОЖ на ВАЗ 21099, обязательно проведите проверочные мероприятия.
Проверка
Сегодня автовладельцы ВАЗ 2109 применяют два способа для проверки состояния датчика температуры охлаждающей жидкости. Скажем сразу, что второй более надежный, но первый легче. Каким из представленных ниже методов воспользоваться, решайте сами.
Способ проверки
Ваши действия
Первый способ
Подключите минусовой конец от вольтметра на двигатель;
Включите зажигание;
Вольтметром определите, какое напряжение образуется при езде на автомобиле;
В норме показатель должен составлять не меньше 12 Вольт, если АКБ полностью заряжена;
Если показания заметно меньше, потребуется ремонт или замена ДТОЖ
Второй способ
Возьмите мультиметр, включите его в режиме вольтметра;
Измерение должно происходить в пределах от 100 Ом до 10 кОм;
Возьмите термометр, измеряющий температуру более 100 градусов по Цельсию;
Опустите датчик в емкость с жидкостью охлаждения;
Начинайте подогревать ОЖ;
По мере роста температуры следите за показателями с помощью термометра;
Измерьте показатели сопротивления датчика при различных температурах;
Либо можете взять кипяток, залить его в емкость, вставить туда рабочий элемент датчика. И следите за сопротивлениями датчика, пока температура воды остывает;
Сопоставьте показания с таблицей, приведенной ниже
Согласно таблице, проверьте, соответствует ли сопротивление требуемому при той или иной температуре ОЖ или простого кипятка.
Температура (в градусах Цельсия)
Сопротивление (Ом)
100 градусов
177
80 градусов
332
60 градусов
667
40 градусов
1459
20 градусов
3520
0 градусов
9420
-20 градусов
28680
-40 градусов
100700
При наличии отклонений от нормы делаем вывод, что датчик уже не выполняет свои функции должным образом, потому требует обязательной замены.
Замена ДТОЖ
Заменить ДТОЖ своими руками на инжекторном ВАЗ 2109 не сложно. Следуйте пошаговой инструкции, чтобы решить возникшие проблемы.
Первым делом проверьте состояние предохранителей. Не редко они перегорают, что становится причиной отказа в работе датчика температуры охлаждающей жидкости.
Дождитесь, пока автомобиль полностью остынет. Проводить замену ДТОЖ на горячем двигателе ни в коем случае нельзя.
Отключите провода, идущие на ваш ДТОЖ. Только делать это нужно в ситуации, когда при включении зажигания стрелка показателя температуры начинает резко поднимается вверх и порой доходит до максимального уровня.
Если же изменений со стрелкой не происходит, виной всему не сам датчик, а провод, идущий к нему.
Если при включении зажигания стрелка начинает опускаться, датчик температуры ОЖ вышел из строя и нуждается в замене.
Снимать половину агрегатов, чтобы добраться до ДТОЖ, не приходится. Доступ к устройству свободный, проблем возникать не должно.
Слейте охлаждающую жидкость из системы. Это отличный повод заодно поменять тосол на новый, если в этом есть необходимость. Если же охлаждающая жидкость свежая, для слива используйте чистую емкость.
Отключите проводку от датчика.
С помощью торцевой головки выкрутите регулятор, чтобы его без проблем снять рукой.
Зачистите место посадки устройства. Так обычно накапливается приличное количество грязи, пыли, которые могут стать причиной некорректной работы нового датчика температуры тосола.
Для очистки воспользуйтесь любой ветошью, которая не оставляет после себя ворс, нитки.
Обработайте гнездо обезжиривателем.
Вставьте новый регулятор. Ошибка многих заключается в том, что якобы для повышения надежности установки они уплотняют датчик герметиком. Делать этого не стоит, поскольку так ДТОЖ может работать только хуже.
Верните на место питающий провод. Только если проверка показала, что в нем есть обрыв или он поврежден, провод лучше сразу заменить. Ремонтировать его изолентой не советуем.
Залейте охлаждающую жидкость обратно в систему. Даже если вы меняли ОЖ пару месяцев назад, лучше заодно заменить ее на свежую. Хуже от этого точно не будет.
Запустите мотор, проверьте в действии новый датчик ТОЖ.
Самостоятельная замена ДТОЖ — процесс достаточно простой. Вам не придется тратить деньги на услуги автосервиса, плюс получите необходимый опыт по ремонту автомобиля своими собственными руками.
Как проверить датчик указателя температуры на девятке