Как проверить и заменить коммутатор на ВАЗ 2107

Задача системы зажигания ВАЗ 2107 — формирование искры, которая воспламеняет воздушно-топливную смесь в цилиндрах. В старых моделях карбюраторной “классики” это работает на основе связки “прерыватель-катушка зажигания”. На более современных автомобилях устанавливается бесконтактная система зажигания, где за искрообразование отвечает коммутатор зажигания ВАЗ 2107.

Внешний вид устройства

Коммутатор – это электронный компонент для обеспечения работы бесконтактной системы зажигания. Она является переходной между контактной и микропроцессорной. Последняя, наиболее совершенная, позволяет управлять моментом при помощи данных, считываемых с датчиков – кислорода, скорости, оборотов двигателя и других. Но на дорогах все еще немало автомобилей, в которых установлены и контактные прерыватели, и бесконтактные.

Неисправности коммутатора сказываются на эффективности и работоспособности всей системы зажигания и автомобиля в целом. Поэтому не лишнем будет узнать о том, как проверить коммутатор ВАЗ 2107 и заменить его, если в этом есть необходимость.

Назначение

Коммутатор необходим для создания электрического импульса путём прерывания постоянной подачи тока от аккумулятора на первичную обмотку катушки. В БСЗ ВАЗ 2107 применяется коммутирующее устройство типа 3620.3734. Рабочими элементами в нём выступают обычные биполярные транзисторы, которые обеспечивают размыкание цепи в момент поступления сигнала с датчика Холла.

Традиционное расположение устройства

Традиционное расположение устройства

Коммутатор служит для формирования электрического импульса в цепи низкого напряжения катушки зажигания.

Коммутатор 3620.3734 построен по простой однопроводной схеме, в которой корпус устройства подключён к «массе» автомобиля и, соответственно, к минусовой клемме аккумуляторной батареи. К преимуществам использования этого узла вместо традиционного прерывателя можно отнести:

  • отсутствие необходимости обслуживания и регулировки;
  • высокую энергию искры, позволяющую упростить запуск двигателя в холодное время года, а также возможность использования бензина с меньшим октановым числом;
  • наличие системы стабилизации, обеспечивающей защиту датчика Холла от перепадов напряжения.

Недостаток у этого коммутатора один — низкое качество производства. Случается, что устройство выходит из строя уже через несколько месяцев эксплуатации. Коммутатор малопригоден для ремонта, и проще купить новый, чем найти человека разбирающегося в его устройстве. Именно поэтому умудрённые опытом владельцы «семёрок» и других ВАЗов с бесконтактной системой зажигания возят в своих машинах запасные коммутаторы. Благо, стоит деталь недорого — 400–500 рублей.

Расположение в семерке

В зависимости от модификации и года выпуска автомобиля коммутатор в ВАЗ 2107 может иметь разное расположение. Обычно он установлен на брызговике в левой части моторного отсека или же на моторном щите. В любом случае искать его нужно рядом с катушкой зажигания.

Основные поломки

Главный симптом поломки коммутатора — отсутствие искры на свечах зажигания. Как вариант, искра может быть недостаточно мощной или периодически пропадать. В этом случае двигатель плохо заводится, работает с перебоями, глохнет на холостых, теряет мощность или его обороты постоянно плавают.

Следует помнить, что все эти признаки могут появляться и при неисправностях других деталей системы зажигания: датчика Холла, проводов и свечей, катушки зажигания, распределителя. Искра также пропадает при отсутствии контакта в схеме электропитания системы зажигания.

  • Проблема с электрикой. Чаще всего коммутирующее устройство попросту сгорает. Вернее, перегорает один или несколько его электронных элементов, расположенных внутри. В этом случае искры не будет ни на центральном бронепроводе, идущем от катушки к распределителю, ни на электродах свечей.
  • Запаздывание сигнала. Бывает и так, что двигатель запускается, но работает с перебоями, перегревается, периодически глохнет. Аналогичные признаки сопровождают множество других неполадок, включая неправильную регулировку карбюратора, поломку бензонасоса, засорение топливопроводов, пробой катушки, высоковольтных проводов и др. Неисправный коммутатор способен вызывать указанные симптомы вследствие искажения формы выходных электрических импульсов. Обычно происходит запаздывание сигнала, которое ведёт к смещению момента искрообразования назад.

Чтобы точно установить причину, необходимо отдельно проверить работоспособность коммутатора.

Снизу подходит разъем датчика Холла

Снизу подходит разъем датчика Холла

Самый простой вариант проверки коммутатора, подразумевает замену устройства новым или заведомо исправным. Но это не всегда доступно, так как не у каждого водителя в багажнике есть запасное устройство. Ну а если такой вариант неподходит, придется разбираться более углубленно.

Проверка питания коммутатора

Прежде чем проверять коммутатор, нам необходимо убедиться в том, что на него поступает питание. Для этого:

  • Изготовим самодельный пробник – к лампочке на 12 вольт(например из освещения салона) припаиваем или прикручиваем два проводка.
  • После этого мы снимаем штекер с коммутатора и идем в салон, включаем зажигание.
  • Теперь один конец провода вставляем в 1 разъем, а второй – замыкаем на массу. Лампочка горит – значит питание, которое должно быть в первом разъеме у нас есть.
  • После этого вставляем второй конец провода во второй разъем штекера(во втором разъеме должна быть масса). Если видим что лампочка загорелась, значит масса у нас есть во втором разъеме.
  • Далее проверяем 4 разъем, в котором также должен быть плюс. Вставляем в него один конец другой замыкаем на массу. Если лампочка горит – значит питание в порядке.

После такой проверки выключаем зажигание и возвращаем на место штекер.

Проверка работы коммутатора

После проверки питания нужно проверять сам коммутатор. Для этого:

  • Берем ключик и откручиваем контакты с катушки зажигания.
  • Снимаем клеммы, и вместо катушки в разрыв между ними мы подсоединяем нашу контрольную лампочку.
  • Кладем контрольку так чтобы контакты не касались массы!
  • Идем в салон и включаем зажигание. При этом внимательно смотрим на лампочку.
  • Если во время поворота ключа видим, что лампа загорелась и сразу потухла, это значит что коммутатор выполняет одну из своих функций – разрыв цепи питания на катушку при включении зажигания.
  • Если вы уверены в том, что ваш датчик Холла полностью исправен, то можно штекер с него и не снимать, а проверить по-другому. одеваю обратно теперь идем салон и включаем зажигание(видим лампа загорелась и потухла). Теперь мы просто вращаем стартер, и смотрим на лампочку. Должно происходить быстрое мигание лампы.
  • Если нет уверенности в исправности датчика Холла, снимаем штекер с датчика холла(находится на трамблере), берем кусок провода, и вставляем его в центральный разъем с датчика, а другой конец замыкаем на массу.
  • В это время смотрим на лампочку. При касании проводом массы, она должна загораться и через мгновение тухнуть.
  • При этом, чем чаще замыкать провод на массу, тем больше будет моргать контролька.

Эти действия нам дают понять что коммутатор выполняет свою основную функцию по замыкании и размыкании цепи.


Новый коммутатор ВАЗ 2107

Замена коммутатора ВАЗ 2107

Чтобы заменить коммутатор, необходимо выполнить следующие действия:

  • выключить зажигание;
  • отсоединить колодку проводов от разъема коммутатора;
  • открутить гайки крепления;
  • снять старый коммутатор и поставить на его место новый;
  • затянуть гайки крепления;
  • подсоединить колодку проводов к разъему.

На этом замена коммутатора ВАЗ 2107 закончена и можно проверить работу зажигания, попытавшись завести двигатель.

Нет искры, замена коммутатора ваз классика 2107

Итак, отъехал 2 км от дома и автомобиль резко заглох без признаков жизни. Сразу проверил есть ли искра с катушки зажигания, её нет. Система зажигания стоит бесконтактная. Проверяем центральный провод, в сырую погоду машине троила при прогреве и провод слегла «пробивал». Провод не прозванивается.

Такое значение выдавал и не прозванивался

Такое значение выдавал и не прозванивался

Хотя при замере на сопротивление показания отличные (провод фирмы BAUTLER).

Провод отслужил 10 лет

Провод отслужил 10 лет

Заменил на исправный, искры так же нет, идём дальше. Датчик холла в трамблёре исправен, так как на коммутаторе загорается лампочка при прокручивании двигателя (коммутатор АСТРО, с диагностикой).

АСТРО 961.3734

АСТРО 961.3734

Прозвонил коммутаторную проводку, в порядке. Питание катушку есть. Значит неисправна катушка, либо коммутатор.

На канале Валерия Чкалова посмотрел как можно проверить катушку на автомобиле, сделал приблуду.

Фото в бортжурнале LADA 21053
Конденсатор взял от старого контактного трамблёра. Катушка рабочая, значит дело в коммутаторе, купил такой же.

Фото в бортжурнале LADA 21053

Заменил коммутатор, машина сразу завелась.