ПроВАЗ 2114
Меню сайта
  • Двигатель
  • Оптика и освещение
  • Тормозная система
  • Ходовая
  • Электрика
  • Кузов
Поиск по сайту
Главная   ВАЗ 2109

Трос ручника на ваз 2109 — какой выбрать и как поменять

Игорь Юрьевич Игорь Юрьевич Пост опубликован 6 сентября 2022 в 09:22  Обсудить

На моей девятке не работал ручник, проблема крылась в порванной пружине одного из тросов. Я решил заменить оба для надежности, и так поехали!

Первым делом мы лезим под машину и откручиваем гайку ручного тормоза (не имея ямы или специального ключа, это сделать сложно, так что запоститесь терпением, рожковым ключом гайка крутится на 1/16 оборота за раз).

Гайка ручника

Гайка ручника

И так сделали! Перекурили. Далее выдергиваем тросы из креплений.

И из таких тоже вынимаем

И из таких тоже вынимаем

После того как мы вытащили трос из всех креплений на днище авто, снимаем тормозной барабан и вытаскиваем его из крюка.

Тянем трос через отверстие сзади барабана

Тянем трос через отверстие сзади барабана

Те же самые действия применяем ко второму тросу. Теперь берем новые (я купил заводские по 170шт). И делаем всё тоже самое только в обратном порядке.

Ставим на все крепления и тянем обратно к барабану

Ставим на все крепления и тянем обратно к барабану

И тут произошел казус! Я хотел открутить гайку крепления, что бы засунуть туда трос, но гайка отвернулась с куском болта т.к он не хило закис там.

Тоже самое и с другим тросом, снова выручили стяжки

Тоже самое и с другим тросом, снова выручили стяжки

И так мы проложили наши тросы по днищу к тяге ручника, снова подстава! На моей девятке почему-то изначально стояли тросы и тяга от ваз 2110, я этого не знал и купил тросы для 2109.

Новый трос 2109 и старый 2110

Новый трос 2109 и старый 2110

Естественно они не подошли к тяге, поэтому мне пришлось поехать в магазин за тягой от 2109.

Тяга 2109 собственной персоной. Цена 60р в сборе

Тяга 2109 собственной персоной. Цена 60р в сборе

Установил на место, мучился наверно час что бы натянуть оба троса на тягу.

И финальный, но не мнение вымораживающий этап, натягиваем гайку ручника и идем в салон и оцениваем проделанную работу!
Содержание скрыть
1 Регулировка и замена ручного тормоза на ВАЗ 2109
2 Конструкция
3 Регулировка или замена
4 Проверка состояния
4.1 Регулировка
4.2 Замена
5 Меньше работы — дольше эксплуатация?
6 Схема ручного стояночного тормоза автомобилей ВАЗ 2109
6.1 Схема стояночной тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
6.1.1 Основные элементы стояночной тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
7 Замена тросов ручника

Регулировка и замена ручного тормоза на ВАЗ 2109

Ручной тормоз способствует удержанию автомобиля на одном месте при длительных стоянках. Также он требуется для экстренного, аварийного торможения.

Использовать ручник для популярного среди молодых водителей дрифта настоятельно не рекомендуется.

Вид из салона

Конструкция

Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:

  • Тормозные устройства для задних колес;
  • Механический привод.

Привод, в свою очередь, состоит из:

  • Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
  • Передних и задних тросов привода.

Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода.

В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:

  • Уравнитель;
  • Регулирующая гайка;
  • Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.

Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.

Демонтированная ручка РТ

Регулировка или замена

В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой тросов, но порой их приходится менять полностью.

Способ ремонтаПричины
Регулировка тросов РТ
  • Ручник не держит на склонах;
  • Обнаружено ослабление натяжения в результате планового техосмотра.
Замена троса
  • Ослабились наконечники троса ручника;
  • Нити тросика начали постепенно рваться, разрушаться;
  • Тросик с трудностями перемещается внутри оболочки даже после смазки элемента

Прежде чем принимать окончательное решение, советуем провести проверку текущего состояния РТ и определить, нужна ли просто регулировка, либо придется менять тросик.

Проверка состояния

Нормальная регулировка РТ обеспечивает удержание автомобиля на уклоне. Это соответствует 3-8 щелчкам рукоятки на более новых девятках или 5-7 щелчкам на ВАЗ 2109, выпущенных ранее 1995 года.

Для проведения проверки выполните несколько простых операций:

  • Найдите уклон, у которого имеется около 25 градусов;
  • Включите ручник в необходимое положение;
  • Если автомобиль начинает скатываться, ручник не держит, требуется регулировка;
  • При отсутствии поблизости такого склона проверка выполняется в гаражных условиях;
  • Поставьте машину на ровную поверхность, до упора поднимите ручку ручного тормоза;
  • Подойдите сзади и постарайтесь с максимальной силой толкнуть автомобиль;
  • Если при этом машина начала движение, РТ требует настройки;
  • Проверьте работоспособность ручника на 2 щелчке на более новых версиях ВАЗ 2109 и не доходя до 5 щелчках на версиях до 1995 года. Если ручник при этом работает на полную силу, тросик перетянут. Его потребуется также отрегулировать.

Эксплуатация авто с перетянутым тросом РТ также опасна, поскольку это ведет к перегреву и износу задних тормозных колодок.

 Вид снизу

Регулировка

Для регулировки тросика РТ вам потребуется яма, эстакада или подъемник. Далее действуем по следующему алгоритму.

  1. Поднимите ручку ручника на 2-3 щелчка из салона.
  2. Залезайте под автомобиль и ослабляйте затяжку контрирующей гайки уравнителя троса ручника. Перед этим гайку лучше обработать металлической щеткой, чтобы удалить всю грязь.
  3. Далее действуйте по обстоятельствам. Если трос перетянут, его нужно ослабить соответствующими манипуляциями с гайкой. Если же трос слишком слабо держит, гайку необходимо затянуть потуже.
  4. Если натяжение тросика не дает никакого результата, то элемент уже на пределе своих возможностей. Следовательно, единственное решение сложившейся ситуации — замена.
  5. Регулируя степень натяжения, обязательно давайте оценку регулировке троса по ходу рычага РТ. Как вы помните, в норме она составляет 3-8 щелчков для более свежих версий автомобиля ВАЗ 2109, либо 5-7 щелчков для девяток, которые выпустили до 1995 года.
  6. Проверяйте свободу вращения задних колес. Если вы перетяните тросик, колеса будут вращаться с усилием, не так свободно, как должны.
  7. Выполнив регулировку, затяните обратно контрирующую гайку и вновь проверьте работоспособность ручного тормоза путем поездки на склон или толкания машины при включенном РТ.

 Процесс регулировки

Если настройка не дала положительного результата, тросик оказался изношенным, перетянутым и не позволяет отрегулировать работу РТ, придется его менять, тем самым осуществляя ремонт ручника.

Замена

В некоторых случаях тяжелое перемещение тросика в оболочке связано с отсутствием смазки. Чтобы устранить этот дефект, залейте в оболочку трансмиссионное или моторное масло. Вливайте до тех пор, пока из противоположного конца оболочки троса не выльется смазка. Не забывайте перемещать трос, пока заливаете смазочный материал.

 Процедура замены тросика

Но смазка — это скорее временная мера. При обнаружении признаков износа тросика, его лучше заменить на новый. Делается это следующим образом.

  1. Ослабьте натяжение контрирующей гайки троса РТ.
  2. Открутите регулировочную гайку уравнителя, что позволит ослабить тросы привода ручника.
  3. Вывесите заднюю часть вашего ВАЗ 2109 с помощью домкрата, после чего снимите тормозной барабан и тормозную колодку.
  4. Открутите наконечник троса привода от приводного рычага.
  5. Отсоедините крепежную гайку, после чего демонтируйте держатель тросика РТ на балке задней подвески автомобиля.
  6. Извлеките втулку оболочки из отверстия, имеющегося в тормозном щите.
  7. Через отверстие в тормозном щите пропустите наконечник троса РТ.
  8. Извлеките тросик РТ из всех держателей, имеющихся на кузове вашей машины.
  9. Рассоедините наконечник тросика РТ с уравнителем.
  10. Протолкните наконечник троса из кронштейна, что позволит снять трос.
  11. Установите уже новенький, проверенный тросик, действуя в обратной последовательности.
  12. Не забудьте на завершающем этапе сборки узла отрегулировать натяжение троса и работоспособность восстановленного РТ.

Меньше работы — дольше эксплуатация?

Многие водители считают, что редкое использование ручного тормоза обеспечивает максимальную работоспособность данного узла. На самом деле подобная попытка сохранить ресурс РТ дает совершенно противоположный эффект.

Чем реже вы используете ручник на вашем автомобиле, тем меньше перемещений осуществляет трос в своей оболочке. Это приводит к потере эффективности, работоспособности тросика. Потеря подвижности ведет к появлению обрывов при редких включениях ручного тормоза. Как результат, в самый неподходящий момент машина не стоит на месте, как ей положено.

Чтобы не допустить проблем с РТ, периодически осматривайте состояние узла, а также не забывайте выжимать ручку стояночного тормоза тогда, когда это необходимо и требуется правилами ПДД.

Схема ручного стояночного тормоза автомобилей ВАЗ 2109

ручник 2108, 2109Стояночная тормозная система автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 предназначена для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля во время стоянки. Рычаг привода стояночного тормоза двумя торсами связан с тормозными механизмами задних колес.

При поднятии рычага в верхнее положение рычаги, установленные на задних колодках, поворачиваются и начинают давить на распорные планки. При этом колодки задних тормозных механизмов раздвигаются и фиксируют барабан от проворачивания.

Схема стояночной тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

схема стояночной системы 2108, 2109

Схема стояночной тормозной системы (ручника) автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Основные элементы стояночной тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— Рычаг стояночного тормоза

Приводит в действие всю систему.

— Тяга рычага

Металлическая тяга от рычага к тросам.

— Трос привода тормозного механизма правого заднего колеса

Трос в оболочке к тормозному механизму правого колеса.

— Шайба

Шайба механизма натягивания тросов.

— Регулировочная гайка

Гайка для регулировки натяжения тросов.

— Контргайка

Гайка фиксации регулировочной гайки.

— Трос привода тормозного механизма левого заднего колеса

Трос в оболочке к тормозному механизму заднего левого колеса.

— Распорная планка

Металлическая планка разводящая тормозные колодки.

— Рычаг тормозного механизма

Рычаг в тормозном механизме задних колес для передачи воздействия на распорную планку.

— Уравнитель тросов

Приспособление для крепления тяги рычага и тросов идущих к тормозным механизмам колес, выравнивания усилия их натяжения.

— Резиновый чехол

— Ось тяги

Примечания и дополнения

Ход рычага стояночного тормоза («ручника») должен составлять 2-4 щелчка. В процессе эксплуатации автомобиля допустимо увеличение до 8-ми щелчков. Если не соответствует норме необходимо провести регулировку стояночного тормоза.

Замена тросов ручника

Началось все с того, что при езде со стороны задних колес начал издаваться какой-то щелкающий звук, который усиливался при нажатии на педаль тормоза но пропадал, если потянуть ручник. Казалось этот звук шел от правого барабана, по этому в выходной я все это дело разобрал, осмотрел и не нашел ничего ярко выраженного, но подозрения остались. Тормозные цилиндры мне не нравились давно, было лёгкое запотевание и плюс тросы ручника были слишком уж тугие.

Заказал тросы, пружинки прижимные, нижние стягивающие пружины (были слабоваты), тормозуху и рем.комплект тормозных цилиндров (да да, знаю бесполезность затеи, хотелось поиграться).

Вывесил оба колеса и понеслась.

Разобрал одну сторону.
Взялся откручивать тормозной цилиндр, а не тут-то было, трубка крутится вместе со всем, сверну да и все, на этой стороне сухо, забил.
С другой стороны все печальнее, пропускает тормозуху.
Зато здесь все открутилось, снял, разобрал, одно уплотнительное колечко с задирами, поверхность гладкая. Менять и снова неудача, рем. комплект не подходит к самоподводящим цилиндрам(видимо идёт только на классику с немного другими цилиндрами) размер уплотнительных колец и пыльников другой (у меня шире и больше). Ай ладно, собираю так, потом поменяю все вместе.

Полез откручивать натяжитель тросов ручника, кто хоть раз этим занимался, тот знает, что там происходит и как всё ржавеет.

Выручает подобие вдшки и удлиненная головка.
Тросы снял, кажется, проблема найдена- правый трос практически заклинил, все знатно так приржавело. Новые тросы пролил маслом.

Все, что мог-отмыл, собрал обратно, с новыми пружинками. Новые прижимные пружины практически не держат колодки и растягиваются на раз но смекалка и пассатижи в этом помогут.

Вызвала некоторую сложность установка тросов в их посадочные места в районе натяжителя но плоскогубцы и сила решили этот вопрос, смазал графиткой, собрал, отрегулировал. Тормоза прокачал.
Итог:

Не думал, что мой ручник может так работать. Раньше требовалось больше усилия, что бы его затянуть и держал он в разы хуже (видимо тросы были совсем уж заржавевшими).

Щелчки так же пропали (думаю, колодки до конца не сходились из-за троса и где-то подтирали, а при использовании ручника становились в рабочее положение, звук исчезал, правда тормозить они все равно не хотели).

Гранаты на ваз 2109 — какие выбрать и как установить
Предыдущая запись
Гранаты на ваз 2109 — какие выбрать и как установить
Диодный мост генератора на ваз 2109 — как проверить и заменить
Следующая запись
Диодный мост генератора на ваз 2109 — как проверить и заменить
Что еще почитать
Расход топлива на 100 км у ваз 2109 — средний расход
Расход топлива на 100 км у ваз 2109 — средний расход 21.02.2021
ВАЗ 2109 карбюратор заводится и глохнет — частые причины
ВАЗ 2109 карбюратор заводится и глохнет — частые причины 28.11.2021
Тюнинг фары ваз 2109
Тюнинг фары ваз 2109 24.11.2021

Оставить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Что есть свеженького?
Лучшие автомобильные аккумуляторы: какие бренды и модели заслуживают внимания 21.04.2025

Лучшие автомобильные аккумуляторы: какие бренды и модели заслуживают внимания

Выбор аккумулятора — одна из самых ответственных задач для автовладельца. Надежный аккумулятор обеспечивает...

Далее
Как выбрать шины для нового автомобиля 18.04.2025

Как выбрать шины для нового автомобиля

Ты только что стал счастливым владельцем новенькой машины — запах нового салона, блестящий кузов, плавный ход…...

Далее
Как оформить ОСАГО: пошаговое руководство 11.04.2025

Как оформить ОСАГО: пошаговое руководство

Оформление ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) — это...

Далее
Как выбрать автомобильные коврики для своего автомобиля 27.03.2025

Как выбрать автомобильные коврики для своего автомобиля

Автомобильные коврики выполняют сразу несколько важных функций: защищают салон от грязи и влаги, продлевают срок...

Далее
Свежие публикации
  • Лучшие автомобильные аккумуляторы: какие бренды и модели заслуживают внимания 7:51

    Лучшие автомобильные аккумуляторы: какие бренды и модели заслуживают внимания

  • Как выбрать шины для нового автомобиля 13:18

    Как выбрать шины для нового автомобиля

  • Как оформить ОСАГО: пошаговое руководство 13:47

    Как оформить ОСАГО: пошаговое руководство

  • Китайские автомобили: от копирования до технологического лидерства 16:56

    Китайские автомобили: от копирования до технологического лидерства

  • Последние новинки китайских авто: что выбрать в 2024-2025 году? 19:02

    Последние новинки китайских авто: что выбрать в 2024-2025 году?

  • Как выбрать патрубок впускного коллектора для стабильной работы двигателя 0:41

    Как выбрать патрубок впускного коллектора для стабильной работы двигателя

  • Как эффективно очищать пластмассу в автомобиле: секреты и советы 0:30

    Как эффективно очищать пластмассу в автомобиле: секреты и советы

  • JAC в России: история бренда и модельный ряд 14:39

    JAC в России: история бренда и модельный ряд

  • Как выбрать сабвуфер в автомобиль: советы и рекомендации 18:51

    Как выбрать сабвуфер в автомобиль: советы и рекомендации

  • Как выбрать мотоциклетную школу: на что обратить внимание новичкам? 14:43

    Как выбрать мотоциклетную школу: на что обратить внимание новичкам?

  • LADA — все модели ВАЗ с начала и до наших дней 14:25

    LADA — все модели ВАЗ с начала и до наших дней

  • Особенности зимних нешипованных шин — как выбрать и не прогадать? 14:09

    Особенности зимних нешипованных шин — как выбрать и не прогадать?

  • Автомобили LADA — свежие модели 9:20

    Автомобили LADA — свежие модели

  • Покупка порогов для автомобиля: что нужно знать? 19:13

    Покупка порогов для автомобиля: что нужно знать?

  • Как получить водительские права? 9:11

    Как получить водительские права?

© 2025 ПроВАЗ 2114  ·  полезные советы по ремонту ваз 2114   ·   Тема от GoodwinPress.ru

Поиск по сайту