На моей девятке не работал ручник, проблема крылась в порванной пружине одного из тросов. Я решил заменить оба для надежности, и так поехали!
Первым делом мы лезим под машину и откручиваем гайку ручного тормоза (не имея ямы или специального ключа, это сделать сложно, так что запоститесь терпением, рожковым ключом гайка крутится на 1/16 оборота за раз).
И так сделали! Перекурили. Далее выдергиваем тросы из креплений.
После того как мы вытащили трос из всех креплений на днище авто, снимаем тормозной барабан и вытаскиваем его из крюка.
Те же самые действия применяем ко второму тросу. Теперь берем новые (я купил заводские по 170шт). И делаем всё тоже самое только в обратном порядке.
И тут произошел казус! Я хотел открутить гайку крепления, что бы засунуть туда трос, но гайка отвернулась с куском болта т.к он не хило закис там.
И так мы проложили наши тросы по днищу к тяге ручника, снова подстава! На моей девятке почему-то изначально стояли тросы и тяга от ваз 2110, я этого не знал и купил тросы для 2109.
Естественно они не подошли к тяге, поэтому мне пришлось поехать в магазин за тягой от 2109.
Установил на место, мучился наверно час что бы натянуть оба троса на тягу.
Регулировка и замена ручного тормоза на ВАЗ 2109
Ручной тормоз способствует удержанию автомобиля на одном месте при длительных стоянках. Также он требуется для экстренного, аварийного торможения.
Использовать ручник для популярного среди молодых водителей дрифта настоятельно не рекомендуется.
Конструкция
Система ручного тормоза (РТ) на автомобилях ВАЗ 2109 достаточно простая. Она включает в себя два основных узла:
- Тормозные устройства для задних колес;
- Механический привод.
Привод, в свою очередь, состоит из:
- Рычага ручного тормоза, расположенного в салоне по правую руку от водителя;
- Передних и задних тросов привода.
Концы заднего троса соединены с рычагами тормозных колодок ручного привода.
В на участке подведения переднего тросика к задней области мы имеем дело со следующими элементами:
- Уравнитель;
- Регулирующая гайка;
- Оттяжная пружина и контргайка. Ими передний трос соединен с кронштейном кузова авто.
Отпуская рычаг, пружина ослабляет натяжение тросов и уравнитель возвращается в исходное положение. Именно тут требуется регулировка.
Регулировка или замена
В некоторых ситуациях можно обойтись простой регулировкой тросов, но порой их приходится менять полностью.
Способ ремонта | Причины |
Регулировка тросов РТ |
|
Замена троса |
|
Прежде чем принимать окончательное решение, советуем провести проверку текущего состояния РТ и определить, нужна ли просто регулировка, либо придется менять тросик.
Проверка состояния
Нормальная регулировка РТ обеспечивает удержание автомобиля на уклоне. Это соответствует 3-8 щелчкам рукоятки на более новых девятках или 5-7 щелчкам на ВАЗ 2109, выпущенных ранее 1995 года.
Для проведения проверки выполните несколько простых операций:
- Найдите уклон, у которого имеется около 25 градусов;
- Включите ручник в необходимое положение;
- Если автомобиль начинает скатываться, ручник не держит, требуется регулировка;
- При отсутствии поблизости такого склона проверка выполняется в гаражных условиях;
- Поставьте машину на ровную поверхность, до упора поднимите ручку ручного тормоза;
- Подойдите сзади и постарайтесь с максимальной силой толкнуть автомобиль;
- Если при этом машина начала движение, РТ требует настройки;
- Проверьте работоспособность ручника на 2 щелчке на более новых версиях ВАЗ 2109 и не доходя до 5 щелчках на версиях до 1995 года. Если ручник при этом работает на полную силу, тросик перетянут. Его потребуется также отрегулировать.
Эксплуатация авто с перетянутым тросом РТ также опасна, поскольку это ведет к перегреву и износу задних тормозных колодок.
Регулировка
Для регулировки тросика РТ вам потребуется яма, эстакада или подъемник. Далее действуем по следующему алгоритму.
- Поднимите ручку ручника на 2-3 щелчка из салона.
- Залезайте под автомобиль и ослабляйте затяжку контрирующей гайки уравнителя троса ручника. Перед этим гайку лучше обработать металлической щеткой, чтобы удалить всю грязь.
- Далее действуйте по обстоятельствам. Если трос перетянут, его нужно ослабить соответствующими манипуляциями с гайкой. Если же трос слишком слабо держит, гайку необходимо затянуть потуже.
- Если натяжение тросика не дает никакого результата, то элемент уже на пределе своих возможностей. Следовательно, единственное решение сложившейся ситуации — замена.
- Регулируя степень натяжения, обязательно давайте оценку регулировке троса по ходу рычага РТ. Как вы помните, в норме она составляет 3-8 щелчков для более свежих версий автомобиля ВАЗ 2109, либо 5-7 щелчков для девяток, которые выпустили до 1995 года.
- Проверяйте свободу вращения задних колес. Если вы перетяните тросик, колеса будут вращаться с усилием, не так свободно, как должны.
- Выполнив регулировку, затяните обратно контрирующую гайку и вновь проверьте работоспособность ручного тормоза путем поездки на склон или толкания машины при включенном РТ.
Замена
В некоторых случаях тяжелое перемещение тросика в оболочке связано с отсутствием смазки. Чтобы устранить этот дефект, залейте в оболочку трансмиссионное или моторное масло. Вливайте до тех пор, пока из противоположного конца оболочки троса не выльется смазка. Не забывайте перемещать трос, пока заливаете смазочный материал.
Но смазка — это скорее временная мера. При обнаружении признаков износа тросика, его лучше заменить на новый. Делается это следующим образом.
- Ослабьте натяжение контрирующей гайки троса РТ.
- Открутите регулировочную гайку уравнителя, что позволит ослабить тросы привода ручника.
- Вывесите заднюю часть вашего ВАЗ 2109 с помощью домкрата, после чего снимите тормозной барабан и тормозную колодку.
- Открутите наконечник троса привода от приводного рычага.
- Отсоедините крепежную гайку, после чего демонтируйте держатель тросика РТ на балке задней подвески автомобиля.
- Извлеките втулку оболочки из отверстия, имеющегося в тормозном щите.
- Через отверстие в тормозном щите пропустите наконечник троса РТ.
- Извлеките тросик РТ из всех держателей, имеющихся на кузове вашей машины.
- Рассоедините наконечник тросика РТ с уравнителем.
- Протолкните наконечник троса из кронштейна, что позволит снять трос.
- Установите уже новенький, проверенный тросик, действуя в обратной последовательности.
- Не забудьте на завершающем этапе сборки узла отрегулировать натяжение троса и работоспособность восстановленного РТ.
Меньше работы — дольше эксплуатация?
Многие водители считают, что редкое использование ручного тормоза обеспечивает максимальную работоспособность данного узла. На самом деле подобная попытка сохранить ресурс РТ дает совершенно противоположный эффект.
Чем реже вы используете ручник на вашем автомобиле, тем меньше перемещений осуществляет трос в своей оболочке. Это приводит к потере эффективности, работоспособности тросика. Потеря подвижности ведет к появлению обрывов при редких включениях ручного тормоза. Как результат, в самый неподходящий момент машина не стоит на месте, как ей положено.
Чтобы не допустить проблем с РТ, периодически осматривайте состояние узла, а также не забывайте выжимать ручку стояночного тормоза тогда, когда это необходимо и требуется правилами ПДД.
Схема ручного стояночного тормоза автомобилей ВАЗ 2109
Стояночная тормозная система автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 предназначена для предотвращения самопроизвольного движения автомобиля во время стоянки. Рычаг привода стояночного тормоза двумя торсами связан с тормозными механизмами задних колес.
При поднятии рычага в верхнее положение рычаги, установленные на задних колодках, поворачиваются и начинают давить на распорные планки. При этом колодки задних тормозных механизмов раздвигаются и фиксируют барабан от проворачивания.
Схема стояночной тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Основные элементы стояночной тормозной системы автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Рычаг стояночного тормоза
Приводит в действие всю систему.
— Тяга рычага
Металлическая тяга от рычага к тросам.
— Трос привода тормозного механизма правого заднего колеса
Трос в оболочке к тормозному механизму правого колеса.
— Шайба
Шайба механизма натягивания тросов.
— Регулировочная гайка
Гайка для регулировки натяжения тросов.
— Контргайка
Гайка фиксации регулировочной гайки.
— Трос привода тормозного механизма левого заднего колеса
Трос в оболочке к тормозному механизму заднего левого колеса.
— Распорная планка
Металлическая планка разводящая тормозные колодки.
— Рычаг тормозного механизма
Рычаг в тормозном механизме задних колес для передачи воздействия на распорную планку.
— Уравнитель тросов
Приспособление для крепления тяги рычага и тросов идущих к тормозным механизмам колес, выравнивания усилия их натяжения.
— Резиновый чехол
— Ось тяги
Примечания и дополнения
Ход рычага стояночного тормоза («ручника») должен составлять 2-4 щелчка. В процессе эксплуатации автомобиля допустимо увеличение до 8-ми щелчков. Если не соответствует норме необходимо провести регулировку стояночного тормоза.
Замена тросов ручника
Началось все с того, что при езде со стороны задних колес начал издаваться какой-то щелкающий звук, который усиливался при нажатии на педаль тормоза но пропадал, если потянуть ручник. Казалось этот звук шел от правого барабана, по этому в выходной я все это дело разобрал, осмотрел и не нашел ничего ярко выраженного, но подозрения остались. Тормозные цилиндры мне не нравились давно, было лёгкое запотевание и плюс тросы ручника были слишком уж тугие.
Заказал тросы, пружинки прижимные, нижние стягивающие пружины (были слабоваты), тормозуху и рем.комплект тормозных цилиндров (да да, знаю бесполезность затеи, хотелось поиграться).
Вывесил оба колеса и понеслась.
Полез откручивать натяжитель тросов ручника, кто хоть раз этим занимался, тот знает, что там происходит и как всё ржавеет.
Все, что мог-отмыл, собрал обратно, с новыми пружинками. Новые прижимные пружины практически не держат колодки и растягиваются на раз но смекалка и пассатижи в этом помогут.
Не думал, что мой ручник может так работать. Раньше требовалось больше усилия, что бы его затянуть и держал он в разы хуже (видимо тросы были совсем уж заржавевшими).
Щелчки так же пропали (думаю, колодки до конца не сходились из-за троса и где-то подтирали, а при использовании ручника становились в рабочее положение, звук исчезал, правда тормозить они все равно не хотели).