Модуль зажигания. Скажу сразу: простых тестов, позволяющих достоверно оценить этот элемент системы зажигания, не существует. По той причине, что и сам процесс искрообразования простым не назовёшь. Вначале накопление индуктивной энергии в катушке, затем насыщение, пробой искрового промежутка, возникновение дуги, её горение, и наконец, затухающие колебания. Каждый этап имеет свои особенности, характеристики и параметры, всё имеет суть и вес.
Изменения характерных величин: времени накопления, напряжения пробоя, напряжения горения, времени горения дуги и искажения формы затухающих колебаний даёт много информации о состоянии здоровья катушки или модуля. Всё это хорошо видно на мониторе мотор-тестера или осциллографа, а отклонения по отдельным цилиндрам хорошо заметны в сравнении. Но по условиям этой темы, у нас кроме контрольки и китайского тестера, как и у большинства автолюбителей ничего нет. Ну и не надо, постараемся выкрутиться, безвыходных ситуаций не бывает.
Собственно, остаётся только 2 стОящих внимания метода: Определение работоспособности по разряднику и метод простой подмены. Первый способ часто используется, но подразумевает иметь сам разрядник, и основан на том, что исправный модуль зажигания должен уметь любым своим выводом пробивать искрой воздушный зазор в 20мм. Дефектный канал модуля этого сделать не сможет. Лично мне нравится конструкция разрядника с регулируемым или 4-х ступенчатым зазором в 5, 10, 15, 20 мм. По очереди прогоняя выводы катушки, видно, когда сдаётся слабейший. Подробно останавливаться на этом не стану, конструкций разрядников и описаний способа в сети море. Метод работает, хотя имеет определённые ограничения, и требует некоторого опыта и сноровки. Поэтому остановиться хочется на втором методе — простой подмены, тем более, что он является самым доступным для автолюбителей.
Это действительно простой способ, но есть один момент. Модуль зажигания так устроен, что на своих выводах легко развивает напряжение в 20 киловольт.
При получении управляющего импульса от блока управления высоковольтный разряд по ВВ-проводам устремляется на поджиг сжатой в цилиндре смеси. Вопрос. Куда пойдёт заряд, если вдруг провод окажется оборван? (или совсем будет отсутствовать – для модуля это одно и тоже) Разряд ищет выход, и к сожалению, быстро его находит. Чаще всего собственной энергией модуль прошивает собственную же изоляцию, начинает «шить» на массу по кратчайшему пути тока. Там, где изоляция самая слабая. Протоптанная дорожка сливает энергию заряда на массу, в результате отказывают сразу 2 цилиндра. Либо 1-4, либо 2-3, в зависимости от того, обрыв какого провода спровоцировал пробой изоляции. Изоляция может оказаться хорошей, тогда пробой возможен между витками самой катушки, опять же внутри модуля. Причём пробой может вызвать межвитковое замыкание, а может просто шить тогда, когда условия пробоя, даже по исправному проводу самые тяжёлые. А это моменты максимальных нагрузок на двигатель, например интенсивный разгон. Ещё вопрос, какие витки сомкнутся: если крайние, то канал откажет. А если соседние, то катушка потеряет мощность, причём на глаз почти незаметно– индуктивность уже не та. Но это до поры до времени.
Вскоре начнутся подёргивания, подтраивания, рывки-провалы, гуляния оборотов на холостом ходу, и прочие неприятности. Это далеко не все виды неисправностей модуля, но и пара приведённых выше, говорит о том, что его здоровье во многом зависит от условий его работы. Поэтому, применительно к нашему методу вопрос. Что будет, если вы, не проверив исправность ВВ-проводов, в качестве подменного, поставите на свой автомобиль любезно предоставленный соседом, заведомо исправный модуль зажигания? (имея в обрыве один из проводов, и уже наверняка по этой причине жареный модуль) Может ничего и не произойдёт: модуль соседа может оказаться мощнее вашего, и на время короткой проверки с задачей справится, пробивая разрыв, а вы совершая ошибку в диагнозе купите новый, который долго не проживёт, из-за оборванного провода.
Короче говоря, перед тем, как проверять модуль зажигания подменой, обязательно проверьте состояние ВВ-проводов. Именно они могут быть не только источником ухудшения ездовых качеств, но и причиной выхода из строя самого модуля зажигания, что чаще всего и происходит. Ну а про то, что нельзя на работающем двигателе проверять исправность катушки и модуля путём снятием ВВ проводов по очереди с каждой свечи, нельзя заводить и даже прокручивать стартером двигатель, если с модуля снят хотя бы один провод, нельзя использовать провода сомнительного качества, вы и так знаете.
Модуль зажигания ВАЗ 2115 — проверка, неисправности и замена
Для начала, хотелось бы отметить, что модуль зажигания на ВАЗ 2115 — это принципиальное новое устройство, которое более надежно, нежели то, что устанавливалось на более ранние модели автомобилей ВАЗ. Суть работы данного устройства сводится к тому, что оно производит электрический ток высокого напряжения, который в дальнейшем передается на свечи системы зажигания транспортного средства.
Принцип работы модуля зажигания
Как уже говорилось ранее, главная задача модуля зажигания состоит в том, что он формирует высокий уровень напряжения, которое в последующем передается на свечи зажигания. Сгенерированный ток, проходит процедуру сжатия, в результате чего на одну из свечей системы зажигания подается рабочая искра, а на вторую «холостая». Если быть более корректным в высказываниях, то рабочая искра подается на первую и четвертую свечи системы зажигания транспортного средства, а «холостая» на вторую и третью. Благодаря такой системе подачи электрического тока высокого напряжения, искра появляется во время нужного такта и на нужном цилиндре, что и обеспечивает стабильность работы системы.
Питание к модулю зажигания ВАЗ 2115 подводится непосредственно от бортовой электрической сети транспортного средства. Напряжение, которое подается на модуль зажигания, имеет величину в двенадцать вольт. При этом, вы должны знать, что минусовый провод модуля зажигания крепится непосредственно на корпус транспортного средства.
Конструкция модуля зажигания ВАЗ 2115
Модуль зажигания автомобиля состоит из корпуса, который выполнен из пластмассы, пары блоков электронного управления, пары трансформаторов высоковольтного тока, а также четырех выходов для проводов типа ВВ. Габариты модуля зажигания ВАЗ 2115: сто десять на сто семнадцать на семьдесят. Вес модуля зажигания составляет один килограмм триста двадцать грамм.
Принцип работы модуля зажигания
Подача электрического тока осуществляется при помощи проводов типа ВВ, управление подачей электрического тока производится при помощи специального контроллера, который принимает решения на основе информации, которые поступают к нему от разнообразных датчиков транспортного средства. Еще, в задачи контроллера входит установка последовательности, с которой происходит работа катушки зажигания.
Модуль зажигания может осуществлять свою бесперебойную работу при температурах от минус сорока градусов до плюс ста тридцати градусов Цельсия.
По каким признакам можно выявить неисправность модуля зажигания?
Есть несколько типичных признаков, которые прямо указывают на проблемы с модулем зажигания:
1. Холостой ход двигателя плавает.
2. Периодически беспричинно пропадает тяга мотора.
3. Автомобиль очень медленно набирает обороты мотора при разгоне.
4. Цилиндры перестают работать попарно.
Отметим, что те же самые признаки, указывают на неисправность проводов типа ВВ и свечей системы зажигания транспортного средства, так что в начале, вам стоит проверить их, а если с ними все в порядке, то произвести замену модуля зажигания.
Инструменты, которые понадобятся:
Чтобы произвести замену модуля зажигания на автомобиле ВАЗ 2115, вам потребуется совсем не много инструментов:
1. Рожковые ключи на семнадцать и тринадцать.
2. Торцевой ключ на десять.
3. Шестигранник.
Замена модуля зажигания на ВАЗ 2115 своими руками
Чтобы самостоятельно произвести замену модуля зажигания на ВАЗ 2115, вам следует строго придерживаться определенной последовательности действий, с которой вы можете ознакомиться ниже:
1. Для начала, вы должны найти в подкапотном пространстве сам модуль зажигания. Сделать это можно последив за высоковольтными проводами, которые идут от свечей системы зажигания.
2. Далее вы должны отключить минусовый провод от аккумуляторной батареи.
3. Теперь, вам нужно демонтировать с модуля зажигания колодку, к которой подключены провода.
4. Далее вам следует произвести отключение высоковольтных проводов.
5. Теперь, вы можете выкрутить крепежные болты, которые закрепляют модуль зажигания на двигателе и демонтировать его.
6. Затем вам остается только смонтировать новый модуль зажигания и собрать всю конструкцию в обратном порядке.
Модуль зажигания ВАЗ 2115, ВАЗ 2114 описание и его неисправности
Приветствую вас друзья на сайте ремонт автомобилей своими руками. Если попробовать объяснить простыми словами, модуль зажигания ВАЗ 2115, ВАЗ 2114, да и других моделей ВАЗ 2109 и 2110-это усовершенствованное приспособление микропроцессорных систем, которые генерируют ток высокого напряжения и передачи его в последующем на свечи зажигания.
Электропитание его происходит от системы электрической сети автомобиля с номинальным напряжением 12 вольт, отрицательный полюс которой прикреплен прямо к корпусу.
Модуль зажигания ВАЗ 2115, описание и неисправности
Задача модуля – формирование импульсов с высоким напряжением на искровых свечах двигателя. На одну свечу в результате сжатия воздушно-топливной смеси подается рабочая искра, а на вторую — холостая /такт выпуска/.
«Рабочая» свеча подсоединена к первому и четвертому цилиндрам двигателя, а «холостая» — ко второму и третьему. Благодаря такому соединению полученная искра синхронно проскакивает в цилиндрах автомобиля.
Из чего состоит модуль или так сказать состав аппарата – два электронных блока управления, два высоковольтных трансформатора, четыре выхода для высоковольтных проводов и небольшой корпус из пластика. Вес прибора не более 1,32 кг, габариты 110×117х70 мм.
Соединение модуля со свечами оформлено посредством высоковольтных проводов, которые обеспечивают подачу искры на свечи.
Управление осуществляется с помощью контроллера, обрабатывающего все данные по работе автомобиля, считывая информацию с датчиков, и устанавливающего последовательность, по которой в модуле срабатывают катушки зажигания.
Чтобы была высокая точность управлением зажиганием, контроллер использует информацию о скорости вращения коленчатого вала; о нагрузке на движка /расход воздуха/; о температуре жидкости, которая используется для охлаждения мотора вашего железного коня; о положении коленчатого вала и наличии детонации.
Модуль зажигания сохраняет свою работоспособность при температуре воздуха от -40 градусов по Цельсию до + 130.
При неисправности приспособление не поддается разборке и ремонту. Такой модуль подлежит замене, которую несложно сделать собственными силами, не привлекая специалистов.
Возможные неисправности модуля зажигания:
- Уменьшение мощности;
- Нестабильная работа двигателя при ускорении;
- Не работают парные /1-4 и 2-3/ цилиндры;
- Прерывистый холостой ход.
При обнаружении таких неисправностей, надо предварительно проверить надежность подсоединения высоковольтных проводов и исправность свечей зажигания.
При включенном двигателе проверку надо проводить, соблюдая технику безопасности: работать или в резиновых перчатках, или рукоятки пассатижей должны быть изолированы.
Если все работает нормально, то следует заменить модуль зажигания. Он находится под капотом машины и его местоположение легко найти по утолщенным высоковольтным проводам.
Понадобятся инструменты: торцовый ключ на «10» /головка/, гаечные ключи на «13» и «17», шестигранник.
Порядок изъятия неисправного модуля зажигания:
- Отключить отрицательную клемму от аккумуляторной батареи;
- Вытащить колодку проводов с модуля зажигания;
- Отсоединить высоковольтные провода;
- Открутить крепления к двигателю;
- Вытащить модуль зажигания, отвернув его от держателя шестигранником.
Для того чтобы поставить новый модуль зажигания, надо сначала вставить провода высокого напряжения, руководствуясь подсказками на корпусе модуля.
На клеммах самих проводов также есть обозначения номеров цилиндров двигателя. Затем следует провести описанные действия строго в обратном порядке. Запустив двигатель, необходимо проверить правильность установки модуля зажигания.
Владельцы автомобилей ВАЗ 2109 – 2115, которые не могут самостоятельно следить за техническим состоянием своих машин, конечно же могут обслуживаться в СТО, где им предложат диагностику и качественный ремонт двигателя автомобиля. Здесь как говорится каждому свое.
Замена модуля зажигания на ВАЗ 2113, ВАЗ 2114, ВАЗ 2115
Когда нужно менять модуль зажигания?
Он может выйти из строя в любой момент, а признаки которые он будет подавать при неисправности следующие:
- Автомобиль может ехать рывками.
- А так же возможно будут плавать обороты двигателя.
- Ко всему этому может так же добавится и неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, то есть он будет просто глохнуть.
Как заменить модуль зажигания на ВАЗ 2113-ВАЗ 2115?
Снятие:
1) Сперва скиньте клему «-» с аккумулятора, тем самым обесточив его. (Как скинуть клему «минус», для того что бы обесточить аккумулятор, смотрите в статье: «Замена аккумулятора»).
2) Затем в двигателе разыщите местонахождение модуля зажигания, а после его нахождения, отсоедините от него четыре высоковольтных провода, которые подсоединены к нему.
3) Далее отсоедините колодку проводов, отжав для этого удерживающий фиксатор, который её крепит на модуле.
4) Следом выверните три гайки, которые этот модуль крепят к кронштейну.
Примечание!
Что бы вам было легче визуально определится, посмотрите ниже фото, на котором указаны места, где три гайки крепят модуль к кронштейну!
5) После чего снимите модуль с трех длинных шпилек, которые присутствуют на кронштейне.
Установка:
Модуль зажигания устанавливается в обратном порядке снятию, но при обратной установке, вы обязательно должны знать две вещи:
1. После того как модуль зажигания будет установлен, посмотрите на его поверхность, видите там изображены цифры: 1, 2, 3, 4. Так вот, эти цифры обозначают номера соответствующих цилиндров.
2. А вы заметили что еще и на кончиках высоковольтных проводов присутствуют те же цифры: 1, 2, 3, 4. Все это было сделано для того, что бы вам было легче определить, какой из высоковольтных проводов куда нужно именно подсоединять к модулю.
Примечание!
Все высоковольтные провода при обратной установке модуля, подсоединяйте строго по номерам к примеру: «первый провод – к первому выводу», «второй провод – к второму выводу» и.т.д.
Проверка модуля зажигания на работоспособность:
Для проверки модуля, вам понадобится «высоковольтный разрядник», который можно приобрести в автомагазине за цену в районе 900-1500 руб. При помощи этого разрядника, вам можно будет проверить на исправность: модуль зажигания, катушку зажигания, и сами высоковольтные провода на наличие искрообразования.
Примечание!
На видео отчетливо видно то что модуль зажигания исправен, потому что при подсоединении к нему поочередно всех проводов, на разряднике постоянно появляется искра, но при последней проверки видно то что искра немного обрывается, но все же модуль себя хорошо проявляет, и его замена не требуется!
Важно!
При работе с модулем зажигания будьте осторожны, а так же не в коем случае не проводите с ней каких либо действий, не обесточив при этом аккумулятор!
Источники
- vaz-russia.com/remont-vaz-2113/zamena-modulya-zazhiganiya-na-vaz-2113-vaz-2114-vaz-2115.html
- remontavtovaz.ru/vaz-2115/modul-zazhiganiya-vaz-2115-vaz-2114-opisanie-i-ego-neispravnosti.html
- vazgarage.ru/vaz2115/elektrooborudovanie2115/758-modul-zazhiganiya-vaz-2115-proverka-neispravnosti-i-zamena.html
- drive2.ru/b/1008352/