Одним из важных элементов сцепления автомобиля ВАЗ 2114 является выжимной подшипник (ВП). Располагаясь в муфте сцепления, он участвует в создании воздействия по оси на нажимной диск. Последний, в свою очередь, разрывает связь корзины и маховика. Только после этого можно включить скорость, и начать движение автомобиля. Во время последнего именно нажимной подшипник обеспечивает бесшумное и плавное переключение передач.

Устройство выжимного подшипника

Конструктивно выжимной подшипник является подшипником шарикового или роликового радиального типа, внутреннее кольцо которого широко и закрыто, все детали запрессованы в муфту, называемую обгонной.

Устройство выжимного подшипника

Устройство выжимного подшипника

ВП могут относиться к двум типам:

  1. Механический — подшипник перемещают системой тросиков и тяг;
  2. Гидравлический — ВП перемещается с помощью гидравлического привода.

Признаки поломки выжимного подшипника

Основным способом диагностирования поломки ВП является наблюдение за работой автомобиля:

Признаки поломки выжимного подшипника

  1. Если выжав педаль сцепления слышим посторонний шум (может быть стуком или гулом) — это означает, что произошло разрушение дорожек и тел качения выжимного подшипника, деформирован сепаратор или же муфта целиком;
  2. Педаль сцепления выжимается очень туго — признак поломки уха выжимного подшипника;
  3. Скорость вовсе не переключается — это означает полное разрушение муфты выжимного подшипника;
  4. Выжимая сцепление можно слушать свист — это признак недостаточности смазки в выжимном подшипнике или же при ее наличии — низкого ее качества.

Совет! Шум выжимного подшипника не всегда может означать его поломку. К примеру, если температура воздуха достаточно низка, а автомобиль не прогрет, то после выжимания сцепления у ВАЗ 2114 начинает шуметь выжимной подшипник. Причина этого — разная скорость температурного расширения деталей выжимного подшипника. Через небольшое время работы шумы пропадают.

Внимание! Еще в 1990-е годы был популярен способ восстановления работоспособности выжимного подшипника путем его выварки в машинном масле. Это несколько продлевало срок службы детали. Сейчас такой способ не работает, так как изменились материалы и сама конструкция выжимного подшипника.

Как выбрать новый выжимной подшипник

В случае, когда очевидна поломка выжимного подшипника нужно незамедлительно купить новый и произвести замену.

На рынке автозапчастей имеются выжимные подшипники как отечественного, так и иностранного производства, их стоимость колеблется от 300 до 1600 рублей.

Это модели следующих производителей:

  • АвтоВаз (ТЗА) — РФ (данный ВП является оригинальным и производится в двух вариантах — стандартного вида и с усиленной муфтой);
  • TORQUE — Финляндия;
  • VBF — РФ;
  • SKF — Швеция (является аналогом премиального класса);
  • LUK — ФРГ (так же как и предыдущий является аналогом премиального класса).

Новый выжимной подшипник должен проработать не менее миллиона циклов включения-выключения. Прочность и качество материалов большинства выжимных подшипников соответствуют этой цифре. Но без соблюдения некоторых рекомендаций даже самый хороший выжимной подшипник быстро выйдет из строя.

Всего таких несложных для выполнения рекомендаций пять:

  1. Заменив ВП, все болтовые соединения деталей узла нужно покрыть достаточным слоем графитовой смазки;
  2. Сам выжимной подшипник при его установке нужно смазывать рекомендованной смазкой в необходимом количестве;
  3. Во время эксплуатации нужно следить за недопущением попадания воды и грязи в трансмиссию — если это произойдет, то поломка неизбежна;
  4. Не держать долго нажатой педаль сцепления;
  5. Соблюдать порядок нажатия педали — быстрое нажатие и медленный отпуск, без задержек в промежутках между крайними точками.

Замена выжимного подшипника

Замена выжимного подшипника у ВАЗ 2114 не отличается особой сложностью, но потребует довольно много времени. Причиной этого является необходимость полного демонтажа коробки передач. Хотя и существует способ, он показан на видео, замены выжимной подшипник без этой процедуры, но он довольно сложен и велик риск неправильной замены и сопутствующих поломок узла.

В любом случае, если автолюбитель сомневается в своих силах, то ему следует обратиться в автосервис. Там замену выжимного подшипника произведут оперативно и качественно. Цена данной услуги колеблется от 3 до 5 тысяч рублей.

Если же у владельца ВАЗ 2114 имеется немного времени и уверенность в своих силах, то он вполне может заменить выжимной подшипник и сам. Для этого потребуется небольшой набор инструментов и четкое соблюдение алгоритма разборки-замены-сборки узла коробки передач и выжимного подшипника.

Необходимые инструменты:

  1. Автомобильный набор накидных ключей (лучше с механизмом трещотки)
  2. Набор отвёрток с плоским шлицем
  3. Автомобильная монтировка
  4. пластиковая емкость для слива машинного масла достаточного объема

Замена выжимного подшипника у ВАЗ 2114 состоит из 27 этапов:

  1. Разместить автомобиль над смотровой ямой, открыть капот, включить первую скорость и снять с ручного тормоза;
  2. Отсоединить воздушный фильтр;
  3. Отключить клеммы от аккумулятора и убрать его;
  4. Выкрутить верхний крепеж коробки передач;
  5. Открутить крепление стартера и отключить его клеммы;
  6. Ослабить путем откручивания гайки трос сцепления;
  7. Демонтировать передние колеса;
  8. Убрать ступичные подшипники и снять полуоси привода;
  9. Снять пыльники (их часто называют брызговиками);
  10. Снять защитный чехол с картера двигателя;
  11. Открутить крепления кронштейна растяжки рычага передней подвески;
  12. Выкрутить болт стабилизатора поперечной устойчивости;
  13. Аналогично — болты правой и левой шаровых опор;
  14. Снять полностью и рычаг и растяжку;
  15. Аккуратно выкрутить пробку и слить все масло в емкость приготовленную заранее;
  16. Демонтировать полностью передние приводы правого и левого колеса;
  17. Выкрутить болты, прикрепляющие коробку передач к двигателю;
  18. Удалить болты крепящие снизу стартер;
  19. Отсоединить и убрать кулису, тягу переключения передач и датчик скорости;
  20. Выкрутить оставшиеся крепления коробки передач и демонтировать ее;
  21. Визуально осмотреть Коробку передач изнутри, состояние корзины, дисков и собственно выжимной подшипник;
  22. Убрать оставшееся масло и возможные загрязнения;
  23. С помощью подходящей отвёртки ослабить пружину муфты выжимного подшипника и снять его;
  24. Смазать шлицы втулки рекомендуемой смазкой, нанести ее же на новый выжимной подшипник;
  25. Насадить новый выжимной подшипник на втулку, скрепить пружиной;
  26. Проверить беспроблемность кручения выжимного подшипника (рукой);
  27. Собрать Узел в обратном порядке, начиная с пункта No20 и до пункта No1.

Совет! Для смазки ВП и втулки нужно применять особую высокопластичную смазку для шарниров равных угловых скоростей (ШУРС), к примеру это может быть смазка Литол-24.